Агнозия описание, классификация и диагностика

Гнозис и праксис — что это? Нарушение гнозиса. Гнозис — это.

Прочитав эту статью, вы познакомитесь с такими интересными понятиями, как «гнозис» и «праксис». Что это такое, какие бывают виды нарушений, что считать нормой — обо всем этом мы и поговорим сегодня. Статья будет особенно полезна психологам.

Гнозис и его расстройство

«Гнозис» — это термин, который переводится с греческого языка как «узнавание». Следовательно, нарушения его являются нарушениями узнавания, которое осуществляется по чувственным восприятиям. Ориентировка человека в окружающем мире непосредственно связана с определением пространственной соотнесенности, величины, формы предметов, а также с пониманием значения, заключенного в названии каждого из них. Запас сведений о мире формируется из анализа и синтеза различных потоков сенсорных импульсов, а затем откладывается в нашей памяти. Если высшие гностические механизмы поражены, рецепторный аппарат, а также передача сенсорных импульсов сохраняются. Однако интерпретация их, сверка полученных данных с хранящимися в памяти образами нарушаются, что приводит к агнозии, при которой расстраивается гнозис. Это приводит к тому, что восприятие предметов сохраняется, но при этом ощущение их «знакоместа» теряется. В результате окружающий мир, который ранее был знаком человеку в деталях, делается чуждым, лишенным значения, непонятным.

Гнозис — это то, что следует представлять себе не просто как распознавание, сопоставление образа. Это процесс его непрерывного уточнения, обновления, конкретизации. Образ хранится в матрице памяти. Обновление его происходит из-за повторного сопоставления с полученной информацией.

Выраженность агнозии

Полная дезориентировка наблюдается при тотальной агнозии. Такое нарушение, однако, встречается редко. Намного чаще расстройство гнозиса происходит лишь в отдельной анализаторной системе. При этом выраженность агнозии может быть разной. Это зависит от того, какова степень поражения.

Зрительные агнозии

Зрительный гнозис нарушается, когда пораженными оказываются затылочные отделы коры. В результате больной видит некоторый предмет, но не может его узнать. При этом может быть несколько вариантов. В некоторых случаях зрительный гнозис работает следующим образом: человек способен верно определить внешние свойства данного предмета (величина, форма, цвет), но не может его узнать. К примеру, больной описывает яблоко как «нечто розовое, круглое». Если дать человеку этот предмет в руки, он узнает его при ощупывании. Таким образом, нарушен предметный гнозис. В других случаях больной не способен различить знакомые лица. Тогда некоторые больные с этим расстройством запоминают людей по таким признакам, как родинка, одежда и т. д. Существуют и другие случаи агнозии, когда человек узнает предмет, может назвать его функцию и свойства, однако не способен вспомнить его название. Их относят к речевым расстройствам.

В некоторых случаях, когда нарушен зрительно-пространственный гнозис, может страдать зрительная память, пространственная ориентировка. Фактически можно говорить о том, что механизмы памяти нарушены уже при неузнавании человеком предмета. Ведь в этом случае его нельзя сличить с образом, находящимся в гностической матрице. Имеются и случаи, при которых при повторном осмотре предмета человек понимает, что уже его видел, но все еще не может его узнать. Больной, пространственная ориентировка которого нарушена, не просто не узнает дома, лица и т. д., ранее ему знакомые, а может ходить много раз по одному и тому же месту, не догадываясь об этом. При зрительных агнозиях часто теряется возможность определения цифр, букв. Утрачивается в некоторых случаях и способность к чтению. Бывают и другие варианты того, как проявляется нарушение зрительного гнозиса. Больные при этих расстройствах часто сами говорят: «Не вижу», «Не знаю». Однако они видят предметы, поскольку не натыкаются на них, обходят их.

Слуховые агнозии

Они возникают тогда, когда височная доля поражена в районе извилины Гешля. Человек при этом не может узнать звуки, знакомые ему ранее: шум воды, звон колокольчика, тиканье часов и др. Слуховой гнозис в этом случае нарушен. Амузия наблюдается тогда, когда больной не способен определять музыкальные мелодии. Направления звуков нельзя различить также при слуховой агнозии. При некоторых ее видах больной не может определить и их частоту.

Сенситивные агнозии

Бывают и сенситивные агнозии, которые возникают в результате нарушения узнавания температурных, болевых, тактильных, проприоцептивных образов, а также их сочетаний. Эти расстройства появляются в случае поражения теменной области. К ним относится, например, расстройство схемы тела, или астереогноз. В некоторых случаях человек не просто не способен определить на ощупь некоторый предмет, но и составить представление о его форме, особенности поверхности. Анозогнозия также относится к сенситивным агнозиям. При ней человек не осознает своего дефекта, к примеру, паралича. К сенситивной агнозии можно отнести фантомные нарушения.

Читайте также:  Обильные месячные причины сильного кровотечения, что делать

Обонятельные и вкусовые агнозии

Они наблюдаются редко. Узнавание запахов, кроме того, очень индивидуально. Оно связано в большой степени с личным опытом каждого человека.

Особенности обследования

Необходимо учесть, что обследование детей имеет свои особенности. В этом случае далеко не всегда можно констатировать нарушение гнозиса. Маленький ребенок, к примеру, может просто еще не уметь правильно определять части своего тела. Это же необходимо учитывать и тогда, когда проводится исследование гнозиса лиц, страдающих слабоумием. В этих и подобных случаях, конечно, нельзя вести речь о расстройстве схемы тела.

Праксис

Вы уже знаете, что гнозис — это узнавание. А что же такое праксис? Это целенаправленное действие. Каждый из нас в процессе жизни усваивает множество специальных двигательных актов. При этом многие из них автоматизируются, поскольку участие в их формировании принимают высшие корковые механизмы. Такие навыки становятся через некоторое время неотъемлемой способностью человека, подобно простым движениям.

Когда появляются апраксии

Когда корковые механизмы, которые участвуют в осуществлении данных процессов, поражаются, появляются апраксии – особые двигательные расстройства. При этом нет ни нарушений координации или тонуса, ни параличей, возможно даже осуществлять простые произвольные движения. Однако более сложные двигательные акты, чисто человеческие, нарушаются. В результате этого больной не может выполнять такие простые действия, как зажигание спички, причесывание, застегивание пуговиц, рукопожатие и др. Апраксия появляется главным образом тогда, когда поражено доминантное полушарие (теменно-височно-затылочная область). Тем не менее обе половины тела человека страдают при этом.

Апраксия может появиться также в случае нарушений в работе субдоминантного правого полушария (если речь идет о правшах) и связывающего оба полушария человека мозолистого тела. В данном случае она определяется лишь слева. В результате апраксии страдает план действия. Другими словами, оказывается нарушенной непрерывная цепочка, в которую складываются двигательные автоматизмы. Из-за этого больной, пытаясь выполнить то или иное задание, совершает множество лишних движений.

Парапраксия

В некоторых случаях выявляется парапраксия. При ней выполняется действие, которое только отдаленно напоминает задание. Наблюдаются также разновидности персеверации. В этом случае человек застревает на определенных действиях. К примеру, больному предлагают осуществить манящее движение рукой. Затем его просят погрозить пальцем, однако человек вновь выполняет первое движение.

В отдельных случаях апраксии сохраняются обычные, бытовые действия, однако профессиональные навыки утрачиваются. К примеру, теряется умение пользоваться отверткой, рубанком и т. д.

Виды апраксии

Если рассматривать апраксию с точки зрения клинических проявлений, можно выделить следующие ее основные виды: конструктивную, идеаторную и моторную. Вкратце остановимся на каждой из них.

Моторная апраксия

В этом случае человек не способен выполнять необходимые действия по заданию, а возможно, и по подражанию. Например, его просят зашнуровать ботинок, разрезать ножницами бумагу или разлиновать ее с помощью линейки и карандаша и т.д. Больной понимает задание, однако не способен его выполнить. Он не в состоянии даже повторить движение, если ему показать наглядно, как это делается. В некоторых случаях человек не может осуществить даже самое простое действие, такое как хлопание в ладоши, поворот или приседание. Моторная афазия, которую называют также речевой апраксией, или афазией Брока, является одной из разновидностей этого нарушения.

Идеаторная апраксия

В случае этого расстройства больной не способен выполнять заданные действия с воображаемыми или реальными предметами. К примеру, он не может показать, как размешивают в стакане сахар или причесываются. Однако в то же время сохраняются действия по подражанию. В отдельных случаях человек может, не задумываясь, автоматически выполнять те или иные действия. Он способен, например, автоматически застегнуть пуговицу, но не может это осуществить целенаправленно.

Конструктивная апраксия

Переходим к следующей разновидности апраксии, конструктивной. В этом случае больной способен выполнять как по устному приказу, так и по подражанию различные действия. Однако он не может осуществить новый двигательный акт, составить целое из частей. К примеру, он не способен составить определенную фигуру из спичек, сложить пирамиду и т. д.

Особенности обследования

Заметим, что некоторые виды апраксии наблюдаются при расстройствах гнозиса. У человека нарушена схема тела, или он не узнает предмет, поэтому не может выполнять задания или же не совсем правильно либо неуверенно их выполняет.

Необходимо учитывать, что праксис всегда формируется на протяжении развития ребенка. Поэтому то, что дети младшего возраста не могут выполнять простых действий (застегивание пуговиц, причесывание и т. д.), — естественное явление.

Теперь вы знаете, что подразумевается под такими терминами, как «гнозис» и «праксис», что это особые механизмы, нарушения в работе которых приводят к соответствующим расстройствам. Умение правильно определить причину нарушений является залогом успешной работы психиатра.

Гнозис

Гнозис- это процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа , хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией. Ориентировка ребенка в окружающем мире, запас сведений о нем, его социализация- вот ,что такое гнозис. Этот запас сведений об окружающем мире складывается из потока сенсорных импульсов речевых, зрительных, слуховых, тактильных и др. анализаторов, и откладывается в системах памяти. В результате сохраняющейся гипоксии нейронов или незавершенной дифференциации в корковых центрах высших гностических механизмов нарушается интерпретация этих импульсов. И дальнейшее сличение получаемых данных с образами, хранящимися в памяти, нарушаются. В результате возникает расстройство гнозиса, суть которого в том, что при сохранности восприятия предметов теряется ощущение их «знакомости» и окружающий мир, знакомый нам в деталях, для ребенка становится чуждым, непонятным, лишенным значения. Вся его неадекватность и ассоциальность поведения объясняется этим. Он не знает и не понимает, как себя вести в этом чуждом для него мире, он «сам в себе и сам по себе» пытается выжить в нем. Даже окружающие его близкие являются для него лишь «постоянно мелькающей частью» этого мира.

Читайте также:  Информация для пациентов по бесплодию

Внимание! Важное событие в развитии наших методик лечения.
Большое и важное событие произошло 28 января 2020 года у нас в Клинике Мельниковой Е.А.!

Сквозной скрининг о результатах лечения ТКМС

Мы собираем Ваши отзывы о проведенной в нашей Клинике Мельниковой Е.А. процедуре Транскраниальной Магнитостимуляции (ТКМС).

Сегодня мы готовы предложить ВАМ ознакомиться со сквозным скринингом о результатах лечения за декабрь 2019-январь 2020 года.

Статистика ТКМС
С появлением аппарата ТКМС в нашей клинике уже было проведено 5 заездов, где успешно прошли лечение 73 пациента по специально составленной программе 3D (CCC).

Уважаемые пациенты и их родители!
Очень важная информация для всех, кто хочет попасть к нам на процедуру Транскраниальная Магнитостимуляция (ТКМС)!

Дорогие наши друзья!
Мы счастливы рассказать ВАМ, как же прошел САМЫЙ НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ЗАЕЗД в Клинике Е.А.Мельниковой в Севастополе – Новогодний заезд!

Транскраниальная магнитостимуляция (ТКМС) — Новый МОЗГОВОЙ ШТУРМ в психо-неврологии.
Наши достижения по ТКМС (неврологическая статистика).

С внедрением ТКМС в нашу клинику было проведено 2 заезда в период с 27.09 по 09.11.2019 г., где успешно прошли лечение 28 пациентов по специально составленной программе ТРИ Д ССС ЗПРР и ТРИ Д ССС ДЦП.

Подробности.
Особенный заезд в Крым на Новый 2020 год!
Спешите записаться на ОСОБЕННЫЙ заезд в Крым на Новый 2020 год! Позвольте себе вернуться в лето, а Вашему ребенку получить высокоспециализированное лечение и отдых!

Это будет САМЫЙ необычный заезд в Севастополе, и дело в том, что у нас подготовлены несколько сюрпризов для ВАС!

По уже сложившееся традиции в севастопольском филиале Клиники, мы предлагаем Вам записаться на САМЫЙ выгодный заезд в году — Новогодний заезд.

Внимание!
У нас изменились банковские реквизиты севастопольского отделения!

Если вы получили счет на оплату безналичным расчетом, обратитесь к администратору нашего севастопольского отделения для получения нового счета.
Друзья! С 22 апреля по 6 мая 2019 состоится ВЫЕЗДНОЙ ЗАЕЗД в УФЕ!

Как и всегда, мы проведем 14 процедур основного лечения: аутонейритотерапия, введение ноотропов минуя ГЭБ, микрополяризация, лимфотропная терапия и, конечно, консультация наших специалистов, которые определят индивидуальный план лечения для КАЖДОГО из пациентов.

Напоминаем, что мы — единственная клиника в России, проводящая лечение по авторским методиками Мельниковой Е.А. — аутонейритотерапии и введению ноотропов минуя гематоэнцефалический барьер.

Подробнее >> —> НАЛЬЧИК! Май 2019! Клиника Мельниковой Е.А. посетит ВАС с выездным заездом!

Мы очень рады, что этот год такой насыщенный на выездные заезды – ведь это значит, что мы сможем помочь многим пациентам, у которых нет возможности приехать в Москву или Севастополь! В течение 14 дней мы будем проводить процедуры по разработанным Еленой Анатольевной схемам лечения ДЦП, ЗПРР, СДВГ, аутизма, последствий ЧМТ.

Подробнее >> —> Мы рады сообщить, что в мае с ВЫЕЗДНОЙ ЗАЕЗД состоится в НЕФТЕКАМСКЕ!

В процессе лечения врачом-неврологом будет осуществлен динамический контроль за лечебно-реабилитационным процессом; в том числе будут проведены две консультации: первичная, при приеме пациента, и вторичная – при выписке после окончания курса лечения. Для каждого пациента будет составлен свой, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ план лечения, учитывающий все особенности организма ребенка.

Детская неврология — Гнозис и его расстройства

Содержание материала

  • Детская неврология
  • Филогенез нервной системы
  • Краткие сведения по анатомии нервной системы
  • Вегетативная нервная система
  • Оболочки головного и спинного мозга
  • Онтогенез нервной системы
  • Общий принцип функционирования нервной системы
  • Основные периоды функционального развития ребенка
  • Основные проявления поражения нервной системы
  • Чувствительность
  • Исследование чувствительности
  • Пирамидная система
  • Стриопаллидарная система
  • Мозжечок
  • Черепные нервы
  • Исследование зрительного анализатора
  • Исследование функции глазодвигательных нервов
  • Топическая диагностика
  • Вестибулярный нерв
  • Вкус
  • Альтернирующие синдромы при поражении ствола мозга
  • Вегетативная нервная система
  • Исследование регуляции мочеиспускания и дефекации
  • Вегетативная иннервация глаза
  • Синдромы поражения вегетативной нервной системы
  • Высшая нервная деятельность
  • Основные центры коры больших полушарий
  • Гнозис и его расстройства
  • Праксис и его расстройства
  • Речь и ее нарушения
  • Память и ее нарушения
  • Мышление и его расстройства
  • Топическая диагностика корковых поражений
  • Кровоснабжение головного и спинного мозга
  • Специальные методы исследования
  • Рентгенологические методы исследования
  • Компьютерная томография
  • Электрофизиологические методы исследования
  • Электронейромиография
  • Электроэнцефалография
  • Реоэнцефалография
  • Ультразвуковые методы исследования
  • Офтальмоневрологическое исследование
  • Отоневрологическое исследование
  • Изотопные методы исследования
  • Медико-генетические методы исследования
  • Биохимические методы исследования
  • Важнейшие неврологические симптомокомплексы
  • Методические указания к составлению истории болезни
  • Схема исследования неврологического статуса ребенка
  • Неврологическое обследование грудных детей
Читайте также:  Норма сахара в крови у детей разных возрастных групп

Гнозис в буквальном смысле слова означает узнавание. Наша ориентировка в окружающем мире связана с узнаванием формы, величины, пространственной соотнесенности предметов и, наконец, с пониманием их значения, которое заключено в названии предмета. Этот запас сведений об окружающем мире складывается из анализа и синтеза потоков сенсорных импульсов и откладывается в системах памяти. Рецепторный аппарат и передача сенсорных импульсов при поражениях высших гностических механизмов сохраняются, но интерпретация этих импульсов, сличение получаемых данных с образами, хранящимися в памяти, нарушаются. В результате возникает расстройство гнозиса — агнозия, суть которой в том, что при сохранности восприятия предметов теряется ощущение их «знакомости» и окружающий мир, ранее такой знакомый в деталях, становится чуждым, непонятным, лишенным значения.
Но гнозис нельзя себе представить как простое сопоставление, распознавание образа. Гнозис — это процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией.
Тотальная агнозия, при которой наблюдается полная дезориентировка, встречается нечасто. Значительно чаще нарушается гнозис в какой- либо одной анализаторной системе, причем в зависимости от степени поражения выраженность агнозии различна.
Зрительные агнозии, возникают при поражении затылочных отделов коры. Больной видит предмет, но не узнает его. Здесь могут быть различные варианты. В одних случаях больной правильно описывает внешние свойства предмета (цвет, форму, величину), однако узнать предмет не может. Например яблоко больной описывает как «что-то круглое, розовое», не узнавая в яблоке яблоко. Но если дать больному этот предмет в руки, то он при ощупывании узнает его. Бывают случаи, когда больной не узнает знакомые лица. Некоторые больные с подобным расстройством вынуждены запоминать людей по каким-то другим признакам (одежда, родинка и т. д.). В других случаях агнозий больной узнает предмет, называет его свойства и функцию, но не может вспомнить, как он называется эти случаи относятся к группе речевых расстройств.
При некоторых формах зрительных агнозий нарушаются пространственная ориентировка, зрительная память. Практически уже при неузнавании предмета можно говорить о нарушениях механизмов памяти, поскольку воспринимаемый предмет не может быть сличен с его образом в гностической матрице. Но бывают и случаи, когда при повторном предъявлении предмета больной говорит, что уже видел его, хотя узнать по-прежнему не может. При нарушениях же пространственной ориентировки больной не только не узнает знакомых ему ранее лиц, домов и т. д., но и может много раз ходить по одному и тому же месту, не подозревая об этом.
Нередко при зрительных агнозиях страдает и узнавание букв, цифр, возникает потеря способности к чтению. Изолированный тип этого расстройства будет разобран при анализе речевой функции.
Для исследования зрительного гнозиса используют набор предметов. Предъявляя их обследуемому, просят определить, описать их внешний вид, сравнить, какие предметы больше, какие меньше. Применяют также набор картинок, цветных, однотонных и контурных. Оценивают не только узнавание предметов, лиц, но и сюжетов. Попутно можно проверить и зрительную память: предъявить несколько картинок, затем перемешать их с ранее не показываемыми и попросить ребенка выбрать знакомые картинки. При этом учитывают и время работы, настойчивость, утомляемость.
Следует иметь в виду, что дети узнают контурные картинки хуже, чем цветные и однотонные. Понимание сюжета связано с возрастом ребенка и степенью умственного развития. В то же время агнозии в классическом виде у детей встречаются редко вследствие незавершенной дифференциации корковых центров.
Слуховые агнозии. Возникают при поражении височной доли в области извилины Гешля. Больной не может узнавать знакомые ранее звуки: тиканье часов, звон колокольчика, шум льющейся воды. Возможны нарушения узнавания музыкальных мелодий — амузия. В ряде случаев нарушается определение направления звука. При некоторых видах слуховой агнозии больной не в состоянии различать частоту звуков, например ударов метронома.
Сенситивные агнозии обусловлены нарушением узнавания тактильных, болевых, температурных, проприоцептивных образов или их сочетаний. Они возникают при поражении теменной области. Сюда относится астереогноз, расстройства схемы тела. При некоторых вариантах астереогноза больной не только не может определить предмет на ощупь, но и не в состоянии определить форму предмета, особенность его поверхности. К сенситивным агнозиям относится также анозогнозия, при которой больной не осознает своего дефекта, например паралича. Фантомные ощущения можно отнести к нарушениям сенситивного гнозиса.
При обследовании детей следует иметь в виду, что маленький ребенок не всегда может правильно показать части своего тела; это же относится и к больным, страдающим слабоумием. В подобных случаях говорить о расстройстве схемы тела, конечно, не приходится.
Вкусовые и обонятельные агнозии встречаются редко. Кроме того, узнавание запахов очень индивидуально, во многом связано с личным опытом человека.

Ссылка на основную публикацию
Аборт и его последствия Важно знать Тематические страницы Министерство здравоохранения Кировской
Причины, признаки и профилактика выкидыша Самопроизвольное патологическое прерывание беременности называется выкидышем. Около 15–20 % беременностей заканчиваются самопроизвольным абортом. Угроза выкидыша...
PIBSA — What does PIBSA stand for The Free Dictionary
PIBSA Alkenyl succinic anhydrides (ASA) are modified five-membered succinic anhydrides bearing a branched iso-alkenyl chain (C14 to C22). They are...
Polprazol Max 20mg 14 капсул Купить, отзывы, характеристики
Таблетки 20 и 40 мг «Пантопразол»: инструкция, цены и реальные отзывы Противоязвенным препаратом является «Пантопразол». Инструкция по применению рекомендует принимать...
Аборт и его последствия 1
7 шагов к быстрому восстановлению после медикаментозного аборта Медикаментозный аборт – наименее травматичный способ прерывания нежелательной беременности. При этом, специалисты...
Adblock detector