Что делать, если у вашего ребёнка cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) Центр психолого

Гиперактивность – это навсегда?

Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.

Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.

Диагностические критерии дефицита внимания:

  • Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
  • С трудом удерживает внимание в работе и игре;
  • Не слушает, что ему говорят;
  • Не в состоянии следовать инструкции;
  • Не может организовать игру или деятельность;
  • Не может длительно концертировать внимание;
  • Часто теряет вещи;
  • Часто и легко отвлекается;
  • Часто бывает забывчив.

Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.

Диагностические критерии гиперактивности:

  • Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
  • Часто вскакивает со своего места;
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
  • Всегда в движении;
  • Не может играть в тихие игры;
  • Очень много говорит.

Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.

Диагностические критерии импульсивности:

  • Отвечает на вопрос не выслушав его;
  • Не может дождаться своей очереди;
  • Вмешивается в разговоры других.

Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.

Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.

У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.

Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.

Признаки в возрасте 1 года:

  • ребёнок чрезмерно активен;
  • редко спокоен в бодрствующем состоянии;
  • много кричит;
  • отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
  • характерен сниженный аппетит;
  • ребенок мало и беспокойно спит;
  • нет этапа ползания;
  • активно реагирует на обращение;
  • не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.

Признаки в возрасте 2 лет:

  • ребёнок постоянно в движении;
  • необычайно любопытен;
  • готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
  • утомителен для окружающих;
  • бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
  • не обращает внимания на замечания.

Признаки в возрасте 3 лет:

  • ребёнок стремится к постоянному движению;
  • бывают приступы агрессии;
  • проявляется ярко выраженное упрямство;
  • отмечается неловкость и неуклюжесть;
  • часто ломает игрушки;
  • характерна повышенная отвлекаемость;
  • способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.

В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.

Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель.

Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия.

Время от времени становится неуправляемым.

Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние.

Реакция на окружающих

В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными.

На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели.

Отношение к последствиям

Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних)

Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений.

Поведение у психолога

Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием.

Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение.

Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд.

Получив решительный отпор, быстро приходит в норму.

Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще.

Читайте также:  Детская поликлиника № 48 - расписание приема врачей

Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.

Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!

Врач-невролог Гудная Т.П.

Психолог Борозда А.В.

г. Минск, ул. Налибокская, 15

Справка
+375 (17) 377 39 03
+375 (17) 375 25 33
+375 (17) 375 29 33
Вызов врача на дом
+375 (17) 374 25 03
+375 (17) 374 55 04
Приемная
+375 (17) 375 85 00 (факс)
+375 (17) 209 85 51

© 2020 4-я городская детская клиническая поликлиника

Гиперактивность у детей:причины, признаки поведения+(Советы Лечения Синдрома)

Здравствуйте, дорогие читатели!

Любой хороший родитель беспокоится о своем ребенке, поэтому появление особенностей и странностей в его поведении заставляет задуматься.

Что случилось: временные трудности или серьезная проблема?

На этот вопрос ответ дать могут только специалисты, но некоторые из них порой ставят диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» тогда, когда его на самом деле у школьника нет (и это действительно опасно).

«Тогда как же все-таки понять, что ребенок гиперактивный?» — спросите Вы.

Действительно, это сложно, но очень важно суметь отличить СДВГ от обычной разбалованности и несобранности.

Я расскажу Вам, каковы признаки заболевания, его особенности и как его лечить.

Признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)

В чем же проявляется диагноз?

Невнимательность

— Гиперактивный школьник не может сконцентрировать внимание на чем-то одном дольше, чем на несколько минут.
— Легко отвлекается (подростки – на отвлеченные мысли).
— Допускает ошибки по невнимательности.
— Порой может создаваться впечатление, что ребенок не слушает Вашу речь, — он будто бы думает о чем-то другом (даже если очевидных отвлекающих факторов нет).
— Часто что-то забывает (в том числе, сделать).
— Теряет вещи.
— Избегает заданий, выполнение которых требует усидчивости и длительной вдумчивости.
— Испытывает сложности в самоорганизации.
— Не соблюдает правил, не доводит дела до конца.

Гиперактивность и импульсивность

— Ребенок запросто может встать со своего места тогда, когда не должен этого делать.
— Движения становятся порывистыми и неуклюжими.
— Проявляется нетерпеливость.
— Обычно не может делать что-либо тихо.
— Нередко выполняет бесцельные активные действия (бегает и прыгает в неподходящей ситуации).
— «Ёрзает», двигает стопами и кистями, сидя на стуле.
— Может ответить на вопрос еще до того, как его до конца произнесли.
— Ребенок становится чрезмерно болтливым.
— Он встревает в чужие разговоры и перебивает других людей.

Существует 3 вида диагностики заболевания.

  1. Первый предлагает следующие условия постановки диагноза СДВГ:возраста школьника – не менее 12 лет, наличие не менее 6 из перечисленных симптомов (которые проявлялись до 12 лет и держались дольше полугода), отставание в развитии относительно ровесников.В случае, если речь идет о возрасте с 17 лет, достаточно установления не 6, а 5 признаков.
  2. Второй вид диагностики предъявляет немного другие требования к постановке диагноза:появление симптомов до 7 лет, продолжительность их присутствия – не менее полугода, результат теста на IQ обследуемого – не менее 50.
  3. Третий предполагает прохождение специального компьютерного теста.

Причины заболевания

Каждого родителя заботит вопрос – какова причина заболевания его ребенка?

В чем не доглядели, где допустили ошибку?

Если Вы подозреваете у своего чада синдром дефицита внимания и гиперактивности, подумайте о том, какие могли быть предпосылки для его появления.

  1. Заражение матери инфекциями в процессе беременности
  2. Вредные привычки матери во время беременности (алкоголь, сигареты, наркотики)
  3. Опасность выкидыша во время беременности
  4. Резус-конфликт
  5. Хронические заболевания матери
  6. Проблемы в процессе родов: длительность или скоротечность, преждевременность, стимуляция, кесарево сечение, токсикация наркозом
  7. Осложнения в процессе родов, которые привели к кровоизлияниям в мозг, удушью, травмам позвоночника: обвитие пуповиной, неверное предлежание плода
  8. Заболевания в младенческом возрасте, сопровождающиеся приемом сильнодействующих лекарств и высокой температурой
  9. Диабет, астма, нарушения работы почек, пневмонии, сердечная недостаточность
  10. Неправильное питание
  11. Плохая экология
  12. Генетическая предрасположенность

Последствия гиперактивности

Как и любое заболевание, которое успело развиться и пустить корни, — синдром дефицита внимания и гиперактивности может привести к некоторым осложнениям.

Неверное отношение окружающих к ситуации может усугубить ее.

Многие люди считают, что гиперактивный школьник способен «собраться», «взять себя в руки» но на самом деле это не так, — он может напрячь свою волю и следить за собой лишь непродолжительное время.

Однако ребенок продолжает испытывать давление окружающих (родителей, педагогов, сверстников и т.д.), что приводит к переутомлению и без того перегруженной нервной системы.

Далее ситуация развивается по следующему сценарию:

непринятый обществом и близкими людьми, ребенок начинает думать, что он плохой, и соглашается оставаться таким (возможно даже захочет найти чью-либо поддержку и найдет ее в действительно плохой компании).

  1. Низкая самооценка;
  2. Плохая самоорганизация (плохо развились волевые качества);
  3. Нестабильность в жизни — частая смена работы, склонность к разводам;
  4. Тяга к алкоголю, наркотикам и курению;
  5. Склонность к самоубийству;
  6. СДВГ во взрослом возрасте (да-да, примерно в половине случаев синдром остается).
Читайте также:  Простуда у взрослых - Простудные заболевания

Лечение синдрома

Важно! Нельзя прибегать к самолечению без консультации и назначения специалиста!

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя несколько сторон терапии.

Медикаментозное лечение

Ни в коем случае нельзя прибегать к данному методу без постановления врача!

Препараты назначаются лишь в тех случаях, когда другие способы бессильны перед проблемой.

Педагогическая коррекция

Социальное воздействие на регуляцию поведения ребенка состоит в положительной или отрицательной реакции на его поведение, в помощи ему при выполнении каких-либо заданий, в привитии социальных навыков (как вести себя в очереди, как распознавать эмоции других людей и реагировать на них и т.д.), в введении в жизнь ребенка структуры: ясных и четких правил, распорядка дня, списков заданий и т.д.

Вы, как родитель, можете обучать свое чадо регулировать свое поведение, думать перед действиями, контролировать яркие эмоции, хвалить и порицать себя за те или иные действия.

Например, можно создать календарь, в котором будет оцениваться поведение; кроме того, хорошие поступки будут поощряться, а плохие – наказываться (разумеется, не физически).

Ребенок будет следить за своими «достижениями» в календаре и стремиться к лучшему, таким образом и Вам будет проще отслеживать изменения.

Психотерапия

Психотерапия бывает семейная, групповая, индивидуальная; экзистенциальная, гештальт-терапия, психоанализ и т.д.

Данный метод может быть полезен любым детям и взрослым, ведь все они переживают кризисы, испытывают страхи и трудности.

Но гиперактивные дети имеют гораздо больше проблем в учебе и общении со старшим и ровесниками, поэтому им, для гармоничного развития личности, психотерапия просто необходима.

Следует отметить, что она не избавляет полностью от синдрома, а лишь помогает с ним справляться, но только в том случае, если отношение окружающих к школьнику станет толерантным.

Нейропсихологическая терапия

Этот метод коррекции заключается в ряде упражнений: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для челюсти и языка, перекрестная телесная тренировка, упражнения для мелкой моторики, релаксации, визуализации, совершенствования коммуникативной и когнитивной сфер, функциональные упражнения, задания с правилами.

Все перечисленные компоненты терапии позволяют ребенку снять напряжение, правильно настроить нервную систему, научиться контролировать эмоции, управлять своим телом, концентрировать внимание, а также развивают стремление к достижению целей и самосовершенствованию.

Советы психолога родителям гиперактивных детей

Быть родителем непросто, еще сложнее – когда Ваш ребенок гиперактивен.

Чтобы не допустить ошибок при его воспитании, следует понимать, с чем Вы имеете дело, и придерживаться некоторых рекомендаций и строгих правил.

  • Во всем должен быть порядок. Все должно быть четко, понятно и по правилам.
  • Правил не должно быть много, иначе ребенок их не запомнит, и они не должны быть непосильными; но система должна поддерживать его поведение.
  • Пусть у ребенка будет несколько домашних обязанностей, которые постоянно будет выполнять только он.
  • Требуя чего-то от дитя, требуйте этого всегда (если сегодня нельзя перебивать аппетит шоколадкой, то завтра и послезавтра этого делать тоже нельзя).
  • Говорите сдержанно, нейтральным тоном; подкрепляйте требование примером, визуализируйте его.
  • Контролируйте поведение школьника, не позволяя ему бросить дело и взяться за новое.
  • Если он начинает играть, сообщайте о допустимом для игры времени и ставьте таймер.
  • Если об окончании игры напоминает не родитель, а телефон, реакция ребенка на это будет менее агрессивной.

Гиперактивному ребенку необходим физический контакт с любимыми людьми.

  1. Будьте добры и нежны к нему, — обнимайте, когда хвалите его, когда он зол и просто так.
    По вечерам делайте ему массаж. Поверьте, что ему это очень поможет справляться с трудностями.
    Ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям своего ребенка.
    Это не будет полезно ни для здоровых детей, ни для гиперактивных.
    Лучше в ответ на плохое поведение запретите ему что-нибудь на время (после чего стоит провести разъяснительную беседу), но акцент все-таки делайте на поощрении хорошего (порицание он воспринимает слишком чувствительно).
  2. Для поддержания здоровья детей с СДВГ спорт очень полезен, но в силу их чрезмерной импульсивности стоит избегать таких видов спорта, как бокс и борьба.
    Ежедневные прогулки на свежем воздухе, регулярный и полноценный сон, специальная диета – незаменимые составляющие здорового развития гиперактивного ребенка.
  3. Старайтесь уберечь своего гиперактивного ребенка от перенапряжения нервной системы.Избегайте шумных скоплений людей и длительной активной деятельности.Иногда школьнику необходим покой.
  4. Позитивный, доверительный психологический климат в семье очень поддерживает ребенка в его непростой ситуации – это основа его гармоничного развития
  5. Пусть он не будет присутствовать во время конфликтов взрослых.
    Чаще проводите досуг всей семьей.
    Прививайте своему чаду интерес к различным видам деятельности (домашние хлопоты, спорт, путешествия, творчество, созерцание искусства и т.д.).
    Помогайте ему во всех начинаниях, поддерживайте его самооценку и просто будьте рядом несмотря ни на что.
  6. В момент, когда поведение ребенка выходит из-под контроля, существуют методы «скорой помощи», разработанные специалистами:
  • Отвлеките внимание от объекта каприза, предложите что-то другое, заинтересуйте;
  • Отреагируйте неожиданно (спародируйте его или рассмешите, задайте неординарный вопрос);
  • Не запрещайте и не приказывайте категорически, старайтесь просить ребенка вести себя должным образом (автоматически, нейтральным тоном, одними и теми же словами);
  • Не настаивайте на извинениях и не читайте нотаций;
  • Выслушайте дитя;
  • Если это возможно и допустимо – оставьте одного в помещении;
  • Дайте ребенку понять, как он выглядит в данный момент (подведите к зеркалу или сфотографируйте).
Читайте также:  Прием алкоголя и антибиотиков одновременно

Никогда не забывайте, что ребенок не виноват в своем диагнозе, и главная причина его неспокойного поведения – особенности нервной системы.

В заключении посмотрите интересное видео

Я желаю Вам успехов в роли родителя! Если статья была Вам полезной, поделитесь ей с друзьями и подпишитесь на обновления блога!

Гиперактивный и гиперподвижный ребенок — признаки, лечение

Гиперактивный ребенок

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в классе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка.

Признаки гиперактивности?

С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто «выпрыгивают» из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком. В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.

Врачи выделяют три основных признаков гиперактивности:

1. Повышенная активность.

2. Нарушение внимания. Ребенок прерывает начатые дела на середине и не доводит их до конца, постоянно переходит от одного занятия к другому, не слушает, когда к нему обращаются, не может выдержать длительную воспитательную тираду до конца, собраться, поэтому избегает заданий, связанных с умственными усилиями, теряет вещи и бывает забывчив.

3. Импульсивность. Гиперактивные дети начинают отвечать, не дослушав вопроса, не способны дождаться своей очереди, часто вмешиваются и прерывают взрослых, не могут подчиняться общим правилам.

Родители не случайно говорят, что к их детям «словно прикрепили моторчик», и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма. К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка.

Гиперподвижный ребенок и ее причины

Детская гиперподвижность и ее причины

Гиперподвижность (гипер – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы) в детском возрасте – явление достаточно распространенное. Важно знать, что гиперподвижность может быть признаком гиперактивности, или заболевания, которое определяется врачами, как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Чаще гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Говоря о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию или криминальное поведение, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределения нормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативности форм индивидуального поведения и развития. Большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как «трудный» воспитанник, родителями — как «трудный» ребенок, а социологами — как несовершеннолетний из «группы риска», принадлежит именно к этой категории.

У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%). Тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д. Дети, которые обнаруживают отдельные симптомы гиперактивного поведения или все их разнообразие, иногда просто избегают болезненных для них ощущений. Ребенку, который неспособен или не желает выражать сдерживаемые чувства, естественно, трудно быть спокойным и сосредоточенным, концентрировать внимание, хотя он не имеет при этом перцептивных и неврологических двигательных расстройств. Часто тревожные дети испытывают страх перед тем, что их заставят участвовать в какой-либо деятельности. Они постоянно переходят от одного занятия к другому и выглядят так, как будто они не способны остановиться на чем-нибудь одном или целиком сосредоточить свое внимание на избранном объекте. Такие дети — боязливые, раздражительные, тревожные — могут производить впечатление гиперактивных детей со всеми следствиями, вытекающими их этого ярлыка.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности:

  • У 10-25 % гиперактивных детей, отмечается наследственная предрасположенность к гиперактивности. Как правило, у гиперактивных детей кто-то из родителей был гиперактивным, поэтому одной из причин считают наследственность. Но до сих пор не обнаружен какой-то особый ген гиперактивности. Гиперактивность больше присуща мальчикам (пять мальчиков на одну девочку).
  • Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями, например сенной лихорадкой, астмой экземой или мигренью.
  • Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные роды также могут привести к гиперактивности у ребенка. Дефицит жирных кислот в организме.
  • Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема)
  • Можно предположить, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.

Лечение гиперактивности и гиперподвижности детей

ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ГИПЕРПОДВИЖНОСТИ

Более подробную информацию вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения Гиперактивности и гиперподвижности проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Воронеж, Краснодар, Алматы, Нурсултан, Шимкент, Ташкент, Фергана.

Ссылка на основную публикацию
Что делать если у тебя маленький член
6 научных фактов о размере полового члена Время охотников и собирателей давно прошло, и демонстрировать половой орган как признак маскулинности...
Черный налет на языке, симптомы какого заболевания
Черный язык симптомы какого заболевания? Здоровый цвет языка – розовый, не имеющий постороннего налета и вкраплений. Но нередко по ряду...
Чеснок и лук при грудном вскармливании можно ли их кушать кормящей маме
Можно и нельзя: питание кормящей мамы Каким должно быть питание кормящей мамы и, что можно есть с пользой для себя...
Что делать если чешется горло изнутри и кашель RUSMEDS
Варианты лечения, если чешется горло и кашель Зуд в горле и кашель — неприятные явления, которые могут свидетельствовать о простудном...
Adblock detector