Что такое дислексия и как с ней справляться — Телеканал «О! »

Дислексия музыкальная

Да, есть понятие «образовательная система», которая подразумевает передачу информации по той или иной схеме. Но если вы понимаете, что методы общеобразовательной школы не подходят вашему ребенку, это вовсе не означает, что на человеке можно ставить крест. Вы же видите, что ребенок неглупый. Имейте смелость положиться на его врожденный интеллект и отправиться на поиски другой системы, в которой ребенку будет комфортно и удобно. Кто знает, возможно, в вашей семье растет гений, а вы упреками и угрозами просто сломите его в очень раннем возрасте.

«Я благодарна России за то, что здесь есть возможность домашнего обучения для детей, закрепленная на законодательном уровне. Система образования не справляется с большим многообразием особенностей и разновидностей детей. Есть единственный экзамен на сегодняшний день, который подтверждает готовность человека ко взрослой жизни (хотя я тоже с ним не согласна, но пусть он будет). Это ЕГЭ (ОГЭ). Перед подготовкой к этому экзамену родители нанимают своим детям репетиторов, школа увеличивает часы тех или иных предметов, чтобы ребенок сдал экзамен и имел возможность поступить в вуз. Так зачем же сейчас насильно корректировать своего ребенка с целью подготовки его к тому важному экзамену, который ждет его в 16 лет? У вас в запасе есть девять лет на то, чтобы совершенно не спеша, в своем ритме образовываться вместе со своим ребенком. В качестве альтернативы средней школе можно рассматривать онлайн-образование. На сегодняшний день существует масса бесплатных и недорогих программ, по которым ребенок в интересной игровой манере может обучаться всему самостоятельно. Кроме того, если дислексия сильно выражена, то в школе ребенок неминуемо столкнется с буллингом».

На сегодняшний день много специалистов начали корректировать дислексиков. Для начала хочу отметить совершенную неприемлемость самого термина «коррекция». Как вообще в современном мире один мозг может корректировать другой? Кто определяет, какой мозг правильный, а какой — нет? Как по мне, это совершенно невозможно. Даже слово «помощь» не подходит в данном случае, потому что все, в чем нуждается ребенок с дислексией, — это доверие и внимание. Просто постараться доносить информацию до него не шаблонно, расшифровывать ее путем собственных ассоциаций и мнения по тому или иному вопросу. Ребенок, в свою очередь, примет информацию от вас и будет формировать свои ассоциации и понимание.

Дислексия — это не синоним слову «тупой». Просто информацию из мира консерваторов и правил ребенок не может вложить в свою память как должное. Ему нужно понять и разобраться во всем, а на это требуется время. Когда он разберется, выстроит определенную логику в своей хаотичной голове, тогда он выдаст вам в ответ информацию, которую понял, а не ту, которую запомнил. Это важно! Его память действует как набор образов. Поэтому сухие правила, не подтвержденные примерами, ему очень сложны для запоминания.

В современном мире, где каждый человек — это бренд и может стать успешным благодаря тому, что просто остается собой и делает то, что нравится, как по мне, просто глупо запускать ребенка в душный класс и заставлять изучать правила по некрасивым учебникам. Которые, как доподлинно известно большинству взрослых, на 85% никогда ему не пригодятся. А для общего развития в мире существует куча других интересных вещей.

Мы вместе с моим сыном познаем мир, я показываю ему и простым языком объясняю все бытовые моменты. Мы готовим еду, ходим платить за воду и электричество, выполняем работу по дому. Он абсолютно адаптирован, знает все бытовые тонкости и прекрасно понимает, где и с какими трудностями он может столкнуться. А иногда даже в каких-то вещах он может меня чему-то научить. Совсем недавно мы начали жить в своем доме и сейчас вместе с ним изучаем и осваиваем жизнь в деревне рядом с лесом, а это же все непрерывное познание.

То свободное время, которое он не тратит в школе, он может посвятить своему любимому делу. Заниматься тем, чем ему хочется. У нас семья путешественников. Считаю, лучшее, что я могу дать своему сыну, — это возможность увидеть мир. Мы окунаемся в жизнь различных народов и изучаем особенности проживания в той или иной стране. Так зачем же мне подсовывать ему тусклые картинки с изображениями стран при изучении географии, если он всё видит своими глазами и в итоге будет знать ее лучше любого отличника. Ребенку надо дать правильное общество, в котором у него мог бы возникнуть интерес к математике, физике, изобразительному искусству или чему угодно. Главное — показать ему всё многообразие красок, которые представлены в мире, а он уже сам выберет, каким цветом и что ему нарисовать. Нужно возбуждать и поддерживать желание любознательности, а не убивать естественный интерес грубой формулировкой «ты должен».

Читайте также:  Бандаж паховый женский разновидности и рпоказания к применению

Мой сын очень свободный, он общается с моими близкими друзьями и знакомыми. И они готовы принимать его у себя в гостях. А быть в гостях и принимать гостей — это тоже очень познавательно. Гостеприимство (я сама коуч гостеприимства) — это высшая степень познания мира. Моя задача — не дать ему теорию по верхам, чтобы просто ЕГЭ написать, а приблизить его к чувству самодостаточности. Он должен уметь меняться в зависимости от ситуации и места, в котором он оказывается. Человек должен меняться всегда, его присутствие в любом моменте жизни должно быть наполнено радостью. Но тем не менее раз в год мы проходим аттестацию, чтобы все равно поддерживать уровень образованности и в пределах установленной системы тоже.

Чем отличаются друг от друга дислексия и дискалькулия?

“Почему мой ребёнок не хочет учиться? Почему отстаёт от сверстников? Он не старается или дело в чём-то ещё? Насколько это серьёзно? Неужели он провалит экзамены и я ничего не могу с этим сделать?” Эти и многие и другие вопросы мы задаём себе, когда дети приносят из школы плохие оценки. Проблемы с учёбой у детей — это настоящая головная боль родителей. Часто причиной школьной неуспеваемости являются расстройства обучения (нарушения обучаемости), среди которых наиболее распространены дислексия и дискалькулия. Чем они отличаются друг от друга?

Что такое расстройства обучения?

Расстройства обучения (нарушения обучаемости) представляют собой совокупность проблем, оказывающих негативное влияние на школьную успеваемость, в частности, на прогресс и цели обучения. Эти проблемы связаны с нарушениями когнитивных процессов, однако они не указывают на низкий интеллект.

Обычно эти трудности в течение некоторого времени остаются незамеченными, поскольку затрагивают только определённые области.

Каковы причины нарушений обучаемости?

Как и в большинстве случаев расстройств психологического характера, причины мультиказуальны:

  • Нейробиологические причины (основные).
  • Низкий социальный уровень окружения.
  • Низкое качество образования.
  • Ограниченные возможности обучения.
  • Низкая вовлечённость родителей.

Тем не менее, нарушения обучаемости возникают и у детей без каких-либо задержек когнитивного или эмоционального развития, растущих в здоровой семейной атмосфере и при нормальном качестве обучения.

Что такое дислексия?

Дислексия это расстройство обучения, при котором затруднено чтение и автоматизация навыков чтения. При этом трудности возникают как при выделении отдельных звуков, так и с понимаем их взаимосвязи с буквами, комбинациями для создания слов, а также с распознаванием и обработкой знаков.

Эта проблема, как правило, выявляется в первые годы обучения и встречается у 5-10% детей. При этом у мальчиков встречается чаще — на 3 мальчика-дислексика приходится 2 девочки.

Что такое дискалькулия?

Дискалькулия это нарушение обучаемости, при котором затруднено понимание чисел, математических терминов, базовой арифметики (сложение, вычитание, умножение и деление) и геометрии. Также могут пострадать визуально-пространственные способности и обработка речи.

По оценкам, дискалькулия встречается у 5% детей, у мальчиков и девочек поровну.

Как отличить дислексию от дискалькулии? В чём разница?

Дислексия и дискалькулия могут серьёзно осложнить обучение, однако наличие одного из этих расстройств вовсе означает развитие или присутствие второго. Итак, если у ребёнка возникли трудности с обучением, по каким признакам и симптомам можно понять, что проблема существует?

Признаки и симптомы дислексии

  • Трудности с чтением;
  • Избегание чтения вслух;
  • Проблемы с произношением;
  • Путаница в порядке букв;
  • Проблемы с пониманием, неспособность понять смысл прочитанного;
  • Трудности с узнаванием с первого взгляда знакомых слов;
  • В одном и том же упражнении — написание по-разному одного и того же слова;
  • Орфографические и грамматические ошибки;
  • Проблемы с функциональной памятью (невозможность запомнить слова из списка, номера телефонов, результаты игры и т.д.)

Признаки и симптомы дискалькулии

  • Проблемы с обучением счёту, арифметике. Как правило, ребёнок продолжает считать на пальцах, даже если его обучают более продвинутым способам вычислений;
  • Трудности даже с базовыми расчётами;
  • Проблемы с пониманием “больше, меньше, равно”;
  • Трудности с пониманием таблиц, графиков;
  • Проблемы с запоминанием математических данных;
  • Трудности с использованием математики в повседневной жизни (например, с расчётом сдачи, которую вам должны дать в магазине после оплаты покупки).
  • Проблемы с функциональной памятью.

Как дислексия и дискалькулия влияют на эмоции и повседневную жизнь?

Трудности с чтением — это большое препятствие на пути интеграции ребёнка в школе. Ребёнок стыдится читать вслух, тратит больше времени, отвечая на вопросы учителя — всё это подрывает уверенность в себе, создаёт чувство неполноценности. Кроме того, дислексикам тяжело правильно понимать иронию и шутки.

Дискалькулия имеет похожий эффект. Постоянные ошибки в расчётах и математике снижают самооценку. Ребёнок может начать сомневаться в себе и в своих способностях в целом, прийти к выводу, что он не может освоить и другие предметы. Могут пострадать и отношения со сверстниками, так как дискалькулики могут избегать совместных игр, видов спорта, где нужно, например, считать очки. Взрослый дискалькулик может бояться водить автомобиль.

Следует иметь ввиду, что в обоих случаях ребёнок рискует стать объектом насмешек со стороны одноклассников, так как он не такой, как все. Дети просто не понимают, как это возможно — не различать право и лево, не разобрать, глядя на часы, который час, или не прочитать простое предложение. Родители обязаны обучать детей постоять за себя, противостоять школьному буллингу, а также информировать учителей и руководство школы, если такая проблема присутствует.

Лечение расстройств обучения. Как лечат нарушения обучаемости?

Прежде всего, если вы подозреваете, что ваш ребёнок страдает одним из указанных расстройств, необходимо показать его специалисту. Можно обратиться к логопеду или психологу. Несмотря на то, что у этих специалистов будут разные подходы, тем не менее они могут назначить необходимое вмешательство и предложить различные методы и стратегии, чтобы справиться с проблемой. Крайне важна ранняя диагностика, поскольку это упрощает обучение ребёнка чтению, письму, вычислениям и выполнению всех связанных с ними задач. В ряде случаев выписываются психофармацевтические препараты.

Читайте также:  Противоречие функций хорионического гонадотропина человека в онкогенезе

С другой стороны, раннее психолого-педагогическое вмешательствопоможет избежать таких проблем, как демотивация ребёнка, отвращение к школе, а также эмоциональных потрясений. Однако не следует выполнять за ребёнка домашние задания или обвинять его в том, что он отстаёт в учёбе от одноклассников. Такое поведение родителей лишь усугубит ситуацию. Узнайте, как мотивировать ребёнка к учёбе.

Что касается специфических методов лечения дислексии, многие из них направлены на улучшение фокусировки и манипулирования речевыми звуками, а также на понимание последовательности букв и их соответствия звукам. Специализированные вмешательства при дискалькулии главным образом ориентированы на развитие математического мышления.

Дислексия и дискалькулия: какую помощь может оказать школа?

Школа — это место, где дети проводят значительную часть времени. Поэтому навыки обучения и самообучения играю важную роль в школьной среде. Преподавателям рекомендуется знать, что соответствующий подход к обучению детей с проблемами дислексии и дискалькулии может принести положительные результаты. Школьные педагоги могут использовать профессиональную нейрообразовательную платформу CogniFit для школ, назначая специальные когнитивные программы тренировок детям с проблемами расстройств обучения.

Помощь при дислексии:

  • Более простые инструкции, по возможности, с рисунками. При необходимости следует повторить их несколько раз.
  • Более короткие задания (или задание, разделённое на несколько упражнений).
  • Дополнительное время при сдаче экзаменов, чтении, письме и ответы на вопросы в классе.
  • Упрощение записей — чтобы ребёнок больше слушал. Желательно использовать крупные буквы на доске.
  • Предоставить бесплатные аудиокниги.
  • Обучение различным способам написания предложений для ответов на вопросы и выполнения заданий.
  • Предоставление возможности ребёнку выполнить задание альтернативным письму способом, например, с помощью устного доклада или видеорепортажа и т.д. Если это невозможно, то предоставить ребёнку другие опции — например, разрешить использовать более крупный лист бумаги для написания ответов.
  • Ежедневная проверка как домашних заданий, так и полученных на уроке навыках.

Помощь при дискалькулии:

  • Использование тетрадей в клеточку для написания цифр и других символов.
  • Использование калькулятора (если конечно задание не заключается в самом расчёте).
  • Использование таблицы умножения.
  • Использование списка уже выученных математических формул.
  • Использование небольших управляемых предметов, с помощью которых можно изучать математические операции: например, монеты или деревянные шарики.
  • Разделение упражнений по математике по темам.
  • Акцентирование внимание на ключевых словах и данныхматематических задач.
  • Также необходимо спрашивать ребёнка, как он будет решать задачу.

Как можно помочь дома ребёнку с дислексией/дискалькулией?

Как правило, ребёнок считает дом безопасным местом, где он находится под защитой от внешних проблем и угроз. Кроме обычных методов воспитания, существуют определённые стратегии помощи детям с нарушениями обучаемости.

Помощь при дислексии:

  • Маленьким детям полезно разучивать рифмы и песни для развития памяти.
  • Расскажите детям об аудиокнигах и слушайте их вместе с ними.
  • Используйте программу когнитивной тренировки при дислексии.
  • Предоставьте ребёнку комиксы, книги с картинками, газеты и журналы с фотографиями. Изображения помогают лучше понять и запомнить содержание прочитанной истории или новости. Также полезны кулинарные книги — пусть ребёнок прочитает рецепт и поможет вам приготовить блюдо.
  • Читайте сказки или другие книжки вслух, особенно если текст сложный и превышает уровень чтения ребёнка.
  • Проверьте домашнее задание у ребёнка, правописание и грамматику.
  • Узнайте, в каком формате у ребёнка проходит тот или иной экзамен (устный, письменный, в виде теста или в виде ответов на билеты), чтобы выбрать наиболее подходящий способ подготовки к нему.
  • Помогите ребёнку организовать распорядок дня и время выполнения уроков и домашних заданий с учётом его биоритмов — это поможет снизить тревожность и фрустрацию.
  • Используйте мнемотехники, особенно визуальные — они помогут лучше понять и запомнить содержание изучаемого текста.

Помощь при дискалькулии:

  • Играйте с ребёнком в настольные и карточные игры, в числа, онлайн-игры — во всё, что тренирует математические навыки.
  • Считайте вместе с помощью небольших предметов — например, можно использовать печенье, авторучки, конфеты, горох, детали лего, кубики и т.д.
  • Используйте специальную программу когнитивной тренировки при дискалькулии.
  • Организуйте выполнение ребёнком заданий по математике таким образом, чтобы он выполнял их блоками с небольшими перерывами.
  • Очень полезны музыкальные инструменты. Например, вы можете попросить ребёнка сыграть на пианино “три группы нот, каждый раз по четыре ноты”, отраженные на бумаге в виде палочек (IIII IIII IIII IIII). Затем попросите ребёнка сказать, сколько нот он всего сыграл и предложите решить задачу (умножить 3х4, объяснив, что он сыграл три раза по четыре ноты каждый раз).
  • Используется ролевые игры. Например, сыграйте в магазин. Ребёнок может быть “покупателем” в вашем магазине и ему нужно посчитать, сколько он должен заплатить и какую сдачу получить с определённой суммы. Полезно меняться ролями (вы — покупатель, ребёнок — продавец) на протяжении всей игры.

Необходимо, чтобы ваш ребёнок чувствовал понимание, поддержку и помощь. Это поможет ему развиваться и повысит самооценку. Не будем забывать, что способности ребёнка не ограничиваются умением читать и считать. У детей гораздо больше навыков, способностей и умений. Помогите их выявить и развить.

Мы рекомендуем родителям воспользоваться семейной платформой CogniFit, в которой вы сможете назначить подходящую программу когнитивной тренировки (например, при дислексии, дискалькулии или СДВГ) своему ребёнку.

Дислексия и Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

СДВГ — это расстройство, которое чаще всего ассоциируется с дислексией, поскольку оно также связано с проблемами понимания, запоминания, чтения и письма. По оценкам, 33% детей с дислексией страдают СДВГ, а 39% детей с СДВГ страдают дислексией. Поэтому в каждом конкретном случае нужно выявить, идёт ли речь только об одном расстройстве или у ребёнка присутствуют оба, чтобы разработать и назначить необходимое вмешательство. Безусловно, правильный диагноз может поставить только специалист, однако есть ряд факторов, помогающих выявить отличие между этими расстройствами.

Читайте также:  Почему нельзя есть свинину главные причины отказа от продукта

Некоторые способы отличить дислексию и СДВГ:

  • Если при зрительной дислексии наблюдаются проблемы с чтением слов, предложений и текстов, то при СДВГ — ошибки только при чтении текстов.
  • При зрительной дислексии происходит сбой в лексической обработке, т.е затрудняется понимание смысла, значения прочитанного. И напротив, ошибки при СДВГ связаны с проблемами с вниманием и когнитивной импульсивностью.

Из-за возникающих трудностей дети-дислексики также склонны терять интерес к чтению, концентрацию и отвлекаться. Задача специалиста — определить, связано ли это с СДВГ или является следствием дислексии. Тем не менее, нужно признать, что несмотря на то, что дислексия и СДВГ являются отдельными расстройствами, иногда их бывает крайне трудно отделить друг от друга.

Другие расстройства обучения

Дисграфия

Нарушение процесса письма, преобразования речи в письменную форму, правильное написание. При дисграфии больше всего страдает орфография и письмо от руки. Также существует проблемы с организацией букв, слов и чисел. Различают два основных вида дисграфии:

  • Моторная дисграфия: трудности движения руки во время письма, неправильное удержание ручки, слишком медленное или слишком быстрое письмо, неправильная поза при письме и т.д.
  • Специфическая дисграфия: неадекватный размер букв, искажение букв, слишком маленькое или большое пространство между буквами или словами и прочие ошибки, затрудняющие понимание текста.

Также различают формы дисграфии — акустическая, артикулярно-акустическая, дисграфия на основе нарушения языкового анализа, аграмматическая и оптическая.

Письмо является основой как в повседневной жизни, так и в системе обучения, наличие дисграфии будет негативно отражаться и на других сферах обучения.

Диспраксия

Диспраксия — это нарушении координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом, так называемая неуклюжесть. В данном случае страдает организация движений (что и как делать). При этом, поскольку мозг недостаточно обрабатывает информацию, это приводит к нарушению передачи сообщений. Это отражается на процессах восприятия, мышления и речи ребёнка, чтении и письме, а также на кратковременной памяти и двигательной активности (например, ходьба).

Дислалия

Дислалия — это нарушение произношения звуков при нормальном физическом слухе и развитии речевого аппарата. Такие дети могут, например, неправильно или с трудом произносить свистящие и шипящие звуки, картавить, заменять одни звуки другими и т.д. Эти проблемы вызывают серьёзную озабоченность у родителей, поскольку они связывают их с каким-либо когнитивным отставанием в развитии. Эти трудности обычно проходят со временем, однако может потребоваться вмешательство логопеда. Подробнее о нарушениях речи можно узнать здесь.

Спасибо, что прочитали эту статью. Будем рады вашим вопросам и комментариям.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Как определить, что у ребенка дислексия, и что с этим делать

«В третьем классе учительница посоветовала родителям перевести меня в спецшколу. Сказала, у меня синдром замедленного развития», — сообщает мне Мария Парфёнова, едва мы усаживаемся за столик на крыше бара «Бардели», в котором дочь журналиста Леонида Парфёнова и кулинара Елены Чекаловой успешно трудится управляющим. Парфёнова-младшая без всяких замедлений развивает связи с общественностью и в модном 15 Kitchen + Bar, а еще владеет тремя языками и легко ведет светские дискуссии об истории. Но Мария — дислектик. Как и каждый десятый человек в мире.

«Даже сегодня мало кто знает о дислексии, а в моем детстве о ней вообще не слышали, — говорит Мария. — В школе меня не считали за человека: «Двадцать две ошибки в диктанте! Ну что с нее взять?»» Лишь один преподаватель рискнул предположить, что Маша не просто ленится или отстает в развитии, и посоветовал сменить государственную школу на частную. Родители перевели ее в «Золотое сечение». А потом девочке поставили диагноз «дислексия». Так называется нарушение способности к овладению чтением и письмом при сохранении способности к обучению.

Дислектик воспринимает текст как образы, проще говоря, вместо слов видит картинки. Слова, не вызывающие у него визуальных ассоциаций, он при чтении просто пропускает. Часто к концу предложения, с чтением которого другие дети могут справиться играючи, дислектик обессилевает от нервного напряжения. Пересказать прочитанное ему почти не под силу. А еще дислектики не видят ошибок в написании слов и чисел. Часто такой ребенок меняет буквы или цифры местами: например, решая задачу по арифметике, пишет «5 + 5 = 01» или рисует в прописи «Э» наоборот. Особенно тяжело детям-миллениалам: в эпоху соцсетей граммар-наци подстерегают дислектиков не только на уроках русского, но и в фейсбуке. Мария Парфёнова, к примеру, перестала писать посты с деепричастными оборотами. «Я не умею их согласовывать, — говорит она. — А люди комментируют: «Природа на вас отдохнула!»» Подобные странности выводят из себя неподготовленных педагогов и слишком амбициозных родителей. «Мои знакомые с дислексией — сейчас уже успешные взрослые люди — рассказывали, как их отцы в гневе выбивали двери детских, ломали письменные столы. Думали, что ребенок просто ленится, — говорит Мария Пиотровская, учредитель московской Ассоциации родителей и детей с дислексией. — Естественно, те впадали в глубокую депрессию. Педагоги не лучше: пытаясь сделать так, чтобы ученик догнал по показателям остальных, заставляли его читать вслух под секундомер. Для ребенка это колоссальный стресс».

Ссылка на основную публикацию
Что принимать при низком давлении, лекарства и народные средства от гипотонии
Что принимать при низком давлении? Низкое артериальное давление говорит об относительной слабости (низком тонусе) кровеносных сосудов. О гипотонии принято говорить,...
Что есть для лучшей работы мозга
3.1.9. Корректоры мозгового кровообращения, психостимуляторы и ноотропы Мозг, по сравнению с другими тканями, наиболее чувствителен к дефициту кислорода и питательных...
Что за болезнь рак Блог компании «Атлас» Хабр
Почему рак (болезнь) так называется? Откуда ээто название? Рак впервые описан в египетском папирусе примерно 1600 г до н. э....
Что принимать, когда болит желудок
Что принимать, когда болит желудок Живот заболел поздно вечером или посреди напряженного рабочего дня… Боль не дает сосредоточиться, мешает работать...
Adblock detector