Средства невербального общения особенности и виды, жесты, позы и их значение

Невербальное общение — что это такое в психологии

Невербальный это «язык тела» в широком смысле: передача информации через жесты, запахи, вкус, голос, зрительные сигналы. Невербальные средства коммуникации способствуют созданию психологического контакта между партнерами, обогащают значения, передаваемые словами, отражают истолкование ситуации. Факторами, влияющими на невербальную сторону общения, выступают национальные особенности, состояние здоровья, профессиональный этикет, социальный статус, принадлежность к определенным возрастным группам.

Средства невербальной коммуникации

Невербальное общение что это такое в психологии

Невербальное общение – вид коммуникации без использования слов (посредством образов, интонации, жестов, мимики). Инструментом для воздействия на человека выступают:

  • взгляд;
  • межличностное пространство;
  • оптико-кинестические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика);
  • околоречевые факторы – голосовой диапазон, вокальные качества, тембр;
  • внеречевые (смех, речевой темп, паузы).

К сведению. Невербальные способы общения улучшают взаимопонимание людей, позволяют предугадать настрой, отношение собеседника к индивиду, спрогнозировать собственную модель общения.

Происхождение невербальных способов общения

Невербальный язык имеет два вида источника происхождения: биологическая эволюция и культура. Биологи установили, что мимика при проявлении эмоций, большинство жестов, телодвижений у людей врожденные и служат сигналом для обратной связи. Биологическую природу невербальной коммуникации подтверждают элементы, не контролируемые подсознательно:

  • побледнение или покраснение;
  • увеличение зрачков;
  • искривление губ;
  • моргание.

На основе намеренной и ненамеренной коммуникации выделяют 3 невербальных средства общения:

  1. Поведенческие факторы. Вызваны физиологической реакцией: потоотделение от волнения, дрожь в случае холода или страха.
  2. Ненамеренные средства. Связаны с привычками людей (почесывание виска, болтание ногами, прикусывание губы).
  3. Коммуникативные сигналы. Передают краткие сведения об объекте, событии или состоянии.

Существуют также универсальные известные всем сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами выступают стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания.

Общепринятые «знаки тела»

Коммуникации невербального общения

Невербальные средства общенияэто система знаков, дополняющая, усиливающая или заменяющая речь:

  1. Акулесика. Сообщения передаются посредством взглядов. Они зависят от частоты и длительности, интенсивности контакта (пристально или скользяще). Взгляд сокращает психологическую дистанцию или воспринимается как угроза.
  2. Кинесика. Сочетает взгляды, мимику, позы, жесты, движения социокультурного и физиологического происхождения.
  3. Тактильное поведение. Метод общения построен на прикосновениях (ритуальных, любовных, профессиональных, дружеских) для усиления или ослабления процессов связи.
  4. Хронемика. Использование времени при невербальном общении. Например, в США опоздание считается неуважением, а в Латинской Америке данная ситуация – обычное дело.
  5. Проксемика. Отношения строятся с учетом расстояний, территориальных расположений.
  6. Сенсорика. Отношение к индивиду основывается на восприятии органами чувств (ощущение звука, вкуса, тепла собеседника).
  7. Паравербальное общение определяется голосовым тембром, ритмом, интонацией при передаче информации.

Важно! Специалисты невербальной психологии объединяют перечисленные виды коммуникации в различные формы передачи информации: знаково-символические, оптико-кинетические, такесические и фонационные (звуковые).

Виды невербального общения

Жесты

К невербальным жестам относят выраженные движения головой, руками, пальцами, сопровождающие высказывания, размышления. При необходимости обратить внимание на предметы людям понадобится помощь указательной жестикуляции. Подчеркивающие жесты подкрепляют высказывания. Демонстративное движение кистью поясняет положение дел. Касания партнера способствуют установлению социального контакта или получению знака внимания, ослаблению значимости информации. Производится жестикуляция в произвольной и непроизвольной формах.

Позы должны следовать нормам этикета. Открытые позы сидящей девушки в Европе и Америке имеют нейтральные значение, в Японии считаются аморальными. Положение взрослых людей, сидя на корточках, в большинстве стран имеет неприличное определение, в Южной Америке и Африке многие народы отдыхают в подобной форме. Использование стула оценивается как агрессия.

Позы силы и слабости

Позы при публичном обращении или деловом разговоре должны выражать открытость: руки расцеплены, ноги не скрещены, спина прямая. Если чуть податься вперед, поза будет воспринята как заинтересованность понятной темой. Сутулость сообщает о неуверенности, широко расставленные ноги и руки позволяют судить о доминировании. Постукивание рукой или ногой – проявление скуки, отсутствия времени, нетерпения. Собеседник принял закрытую позу – это может значить, что человек не верит или плохо воспринимает информацию. Ноги повернуты к выходу, человек хочет уйти. Голова наклонена вперед, собеседник внимательно слушает, анализирует.

Мимика

Мимикой принято называть выразительное движение мышцами лица с целью проявления определенных чувств индивидуума. Виды мимики соответствуют функциям психики: умственные акты выражают мышцы вокруг глаз, околоротовые мышцы связаны с актами воли. Чувства подчеркивают общие мышцы лица, изменяющиеся в сознательной и непроизвольной формах.

Возможны разные формы мимических комплексов:

  1. Амимия заключается в отсутствии видимых мимических изменений.
  2. О напряжении могут говорить плотное закрытие рта, окаменелое состояние верхней части лица.
  3. Интерес легко распознать по легкому приподниманию или опусканию бровей, небольшому расширению и сужению век. Поле зрения увеличивается, фокусировка глаз обостряется.
  4. Улыбка может относиться к умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, используется при приветствии.

Мимика передает базовые эмоции (радость, грусть, гнев, удивление, отвращение), обеспеченные врожденными нейронными программами, а также ложную информацию.

Мимическое отображение эмоций

Дистанция

Нормы приближения двух людей определены в науке четырьмя промежутками:

  1. Интимный. Отрезок длиной 0…45 см считается оптимальным для общения близких людей.
  2. Персональный. Промежуток 45…120 см выдерживается при общении со знакомыми людьми.
  3. Социальный. Расстояние 120…400 см рекомендовано при официальных переговорах, беседе с чужими людьми.
  4. Публичный. На дистанции 400…750 см не считается грубостью обменяться парой фраз, данный промежуток соблюдается при выступлениях перед аудиторией.

Согласно учениям обществознания, для людей различных возрастов, половой принадлежности, социального статуса правила варьируются. Например, дети и старики держатся к собеседнику ближе, относительно подростков. Мужчины занимают отдаленные позиции, в отличие от женщин. Спокойный человек максимально приближается, неуравновешенный – держится дальше. Люди обращаются на большой дистанции к собеседникам выше статусом. Национальность также играет роль. Азиаты взаимодействуют на более коротких промежутках, чем европейцы, городские жители – ближе поселенцев малонаселенных пунктов.

Интонация

Просодика (тон голоса, тембр, сила звучания, паузы) регулирует поток речи, дополняет или замещает высказывания, выражает эмоциональное состояние. Важным является умение слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, выражающие чувства и мысли собеседника:

  • волнение проявляется низким тоном голоса, быстрой обрывистой речью;
  • энтузиазм выдают громкий голос, четкая уверенная речь;
  • усталость легко определить по низкому тону голоса, ослаблению интонации к концу предложения;
  • признаками высокомерия могут выступать медленная речь, ровная монотонная интонация;
  • неуверенность ощущают собеседники, допускающие ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Голос содержит много информации о владельце. Опытные специалисты по голосу способны изучать возраст, место жительства, характер и темперамент хозяина. Люди, обладающие способностью резко менять высоту голоса, общительнее, увереннее и приятнее монотонных или неуверенных собеседников.

Читайте также:  Адаклин 0,1% 30г крем для наружного применения купить по выгодным ценам АСНА

Одежда говорит о человеке

Одежда

При формировании образа человек примеряет роль в обществе, внутренние позиции. Ключевой характеристикой является не мода, а направление стиля, цветовая гамма. Экстраверты делают ставку на ярких сочных цветах. Интроверты выбирают темные тона, невзрачные, полутона, черные, постельные, бежевые, серые. Яркие и крупные украшения также могут являться средством проявления эгоцентризма и высокого статуса человека (или индивид сам желает того).

Особенности невербального общения

Невербальное общение – это ситуативное отражение личностных характеристик людей: настроя, эмоционального фона, отношения к окружающим и теме. Данная коммуникация непроизвольна и спонтанна, ее сложно разделить на отдельные элементы (позы, мимику, ольфактонику), в этом заключается ключевая особенность невербалики. Жесты, интонацию, взгляд трудно изучить или отредактировать, потребуются годы и десятилетия. Но даже обученные люди могут пойматься на лжи при несоответствии одной части коммуникации другой. Языку жестов доверяют больше, он воспринимается на уровне интуиции.

Открытая поза на переговорах

Невербалика – это важный элемент общения, несущий 60-80 % информации телом, только 20-40 % коммуникации реализуется словами. Стоит закрыть глаза и спрятать руки, если нужно скрыть неискренность, – такой вывод сделал один наблюдательный служащий английского суда.

Видео

Голос как профессиональный инструмент.
статья по теме

Свобода владения своей мыслью и яркие способы ее распространения – мечта любого делового человека, потому что успех в нашем обществе зависит от ясной и убедительной речи, свободной пластики тела, точного жеста и харизмы. Человек, обладающий всеми видами личной презентации, не будет лишен внимания ни в профессиональной, ни в личной сфере.

Человеческий голос – это профессиональный инструмент многих профессий. Владение техникой речи — один из самых ярких самопрезентационных навыков.

Скачать:

Вложение Размер
Голос как профессиональный инструмент 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Голос как профессиональный инструмент

« Мысль есть главная способность человека.

Выражать ее – одна из главных его потребностей.

Распространять ее – самая дорогая его свобода ».

Пьер Буаст (1765 –1824),

моралист и философ.

Свобода владения своей мыслью и яркие способы ее распространения – мечта любого делового человека, потому что успех в нашем обществе зависит от ясной и убедительной речи, свободной пластики тела, точного жеста и харизмы. Человек, обладающий всеми видами личной презентации, не будет лишен внимания ни в профессиональной, ни в личной сфере.

Найти походящую методику формирования успешности не сложно, интернет предоставит различные схемы в виде психологических тренингов и школ. Однако из длинного ряда знаний и навыков отдельным, наиболее важным, объектом изучения мне представляется речь человека. Кроме убедительности и научности в информационном плане, речь может стать магическим инструментом воздействия на слушателей, главным составляющим которого является голос – правильно модулированный, с красивым тембром, легко слышимый в дальних уголках аудиторий. Инструмент истинной пытки для слушателя – голос монотонный и неприятный для слуха, и в другом случае — какое мощное орудие воздействия и передачи информации, при правильном его использовании.

Человеческий голос – это профессиональный инструмент многих профессий и требует к себе особого внимания и тщательного изучения. Акустические свойства голоса, механизмы его порождения изучают самые различные науки — логопедия, фонетика, физиология, фониатрия. Анатомия гортани, строение голосовых связок, анатомия нервов и мышц, участвующих в работе голоса – доступна для изучения и дальнейшей научной интерпретации. Голос становится предметом изучения такого раздела физики, как акустика, для усиления, определения и структурного изменения звука. Человеческий голос является определяющим фактором в криминалистике.

Методики работы с голосом берут свое начало в далекой древности. Первые попытки описания дефектов речи — как медицинского термина, описания отдельных органов голосового аппарата были предприняты еще Гиппократом (ок. 460–ок. 370 гг. до н.э.), Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), Галеном (ок. 130–ок. 200).

Практическая польза от изучения голосовых возможностей человека наблюдалась в историях об ораторском искусстве, как искусстве красноречия. Великий афинский оратор Демосфен говорил спокойно, действуя на разум слушателей, периодически разбавляя свою речь яркими, эмоционально окрашенными эпизодами, что покоряло и восхищало аудиторию. Необыкновенная простота выражения в его речах соединялась с величайшей силой чувства и мысли. Благодаря своему упорному учению и самосовершенствованию, стал величайшим мастером устной, по преимуществу, политической речи. Демосфен рос слабым, физически недоразвитым ребенком, он картавил и заикался. Вполне возможно, эти недостатки служили поводом для насмешек и унижений. Во что бы то ни стало исправить недостатки речи – таково было решение Демосфена.

Он развивал свою речь упражнениями: набирал в рот камешков и упорно добивался, чтобы, несмотря на камешки, его речь была чистой и ясной. Он развивал дыхание и силу голоса, когда поднимался в гору и громко читал стихи. Заглушая шум прибоя, он тренировал звучность и громкость своей речи. Чтобы справиться с картавостью, Демосфен купил себе щенка. Упорной тренировкой он пытался повторять его рычание, тем самым совершенствуя свой голосовой аппарат. Чтобы свободно держаться перед публикой, он учился у своего друга-актера мастерству владения пространством и точности жеста.

Имея такой яркий исторический пример, как пример Демосфена, нетрудно надеяться, что любой человек сможет не только отрегулировать свой голос по потребности, но и научиться использовать его в целях личной презентации.

Практически любой голос можно поставить как сценический. Для этого необходимо учиться управлять свои голосом, его резонирующими особенностями с учетом индивидуальной голосовой атаки: ставить правильное сценическое дыхание, снимать мышечные зажимы, искать эмоциональные окраски тем или иным высказываниям. Эта непростая работа. Присутствие педагога по сценической речи в постановке голоса неоспоримо, так как любое речевое действо предполагает слушателя и, конечно же, объект эмоционального воздействия.

Разговорную речь человека формируют его анатомические особенности, которые называются голосовым аппаратом. Голосовой аппарат состоит из гортани с голосовыми связками, органов дыхания и воздушных резонаторных полостей — носовой, ротовой, носоглотки и глотки. Во время произнесения звуков речи (фонации), при помощи давления воздуха, одновременно сокращаются все мышечные волокна голосовых связок. От частоты этих сокращений зависит голосовой регистр. У мужчин в связи с большим размером гортани и голосовых связок (резонаторы, соответственно, тоже больше) голосовые регистры ниже, чем у детей и женщин.

Здоровый голос должен быть достаточно громким, высота его основного тона — соответствовать возрасту и полу человека. Совокупность всех звуков от низшего до высшего предела, воспроизводимых данным голосом называется диапазоном. Диапазон голоса — не врожденное свойство голосового аппарата, его можно расширить в результате систематических упражнений. И, тем не менее, необходимо соблюдать осторожность в работе с голосом, например в период ломки у юношей, когда упражнения на развитие диапазона, лучше заменить упражнениями на дыхание. Голос проявляется в полную силу только после полового созревания и теряет свою силу, «трескается» после гормонального затухания.

Координация движений мышц голосовых связок, гортани, мягкого нёба, губ, языка, нижней челюсти и дыхательных движений — называется артикуляцией. Для развития артикуляционного аппарата существуют базовые упражнения, которые необходимы для произнесения звуков родного языка, они обеспечивают подвижность органов артикуляционного аппарата, тем самым развивая дикцию.

Любой человеческий голос обладает своим собственным тембром, т.е. психоакустической характеристикой. Основополагающий фактор в формировании тембра – голосовые связки. Тембр звука человеческого голоса индивидуален и уникален, как отпечатки пальцев, однако мужской тембр и женский существенно отличаются друг от друга. Наиболее приятным тембром считается, например, голос с правильной модуляцией, как по высоким, так по низким тонам, вне зависимости, женский, мужской или детский это голос. Изменить индивидуальный тембр голоса практически невозможно, а вот улучшить его окраску вполне реально.

Большое значение для качества голоса (тембра) имеет способ его подачи — атака звука. Различают три виды звуковой атаки: твердая, мягкая и придыхательная.

Твердая атака – это когда выдох осуществляется после момента смыкания голосовых связок. Мягкая атака – совпадение момента смыкания голосовых связок с началом выдоха. Предыхательная – вслед за легким выдохом происходит смыкание и колебание голосовых связок, голос звучит как бы после небольшого шума.

Произвольно меняя способ подачи звука, мы тем самым можем влиять на характер работы голосовых связок. Воздействуя таким образом, т.е. изменяя атаки голоса и меняя регистры и артикуляцию, можно влиять на качество звука — тембр.

В области речевого голосообразования сегодня существуют не один десяток теорий формирования речи, но на современном этапе развития науки основными теориями фонации считаются две – это миоэластическая и нейрохронаксическая.

Миоэластическая теория возникла во второй половине XVIII века, автор которой Антуан Ферейн утверждал, что образование голоса (фонация) происходит на фазе выдоха при участии воздушной струи и голосовых связок. При этом колебание голосовых связок происходит пассивно, то есть под действием воздуха.

Нейрохроноксическая теория (1950г, автор Рауль Юссон) – согласно этой теории ведущая роль в голосообразовании принадлежит центральной нервной системе (ЦНС), именно она посылает импульсы, которые приводят в колебание голосовые связки.

Сам собой напрашивается вывод, что механизмы голосообразования чрезвычайно сложны, а существующие теории голосообразования — противоречивы. Однако способы воздействия на речевой аппарат давно используются в системе воспитания актера.

«Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов. Поэтому при словесном общении на сцене говорите не столько уху, сколько глазу. Говорить — значит действовать.»

Однако, если следовать логике приведенного выше выражения, чтобы речь «говорила не только слуху, сколько глазу», необходимы дополнительные средства. И средства эти – жест и поза.

Жесты обладают огромной эмоциональной силой, жесты столько же говорят глазу, сколько речь слуху. Жестами разговаривают, убеждают, приказывают, спорят, любят. Точный жест усиливает эмоциональное воздействие голоса. Неумеренная жестикуляция может сгладить впечатление от даже самой разумной речи, но осознанное владение жестом – это великое подспорье для оратора, ведущего, лектора, учителя.

От позы человека зависит тон его голоса. Попробуйте, сидя ссутулившись на стуле и глядя себе под ноги, сказать «Какое прекрасное утро!» Вас не поймут, в лучшем случае, сочтут Вас притворщиком. Не правда ли?

Наблюдая некоторых лекторов или просто выступающих на аудиторию, у меня часто создается ощущение, что человек, как бы старается быть «невидимым». Он прячется за трибуной, голос его звучит монотонно. Восприятие такого рассказчика притупляется, смысл сказанного не доходит до слушателей, информационная суть лекции растворяется в воздухе. Для слушателя важно не то, ЧТО мы говорим, а то, КАК мы это говорим.

Культура движений и жеста в любой профессии, инструментом которой является голос — основной показатель уровня профессиональности. Учитель в школе, объясняющий новую тему урока, менеджер по продажам, рекламирующий свой продукт, ведущий и аниматор праздничного вечера, соискатель на работу, ведущий переговоры с нанимателем – любая деталь: голос, поза, жесты работает на уникальность и харизматичность личности-профессионала. При правильном подходе и приложении сил можно сформировать успешного профессионала в любом деле, яркую презентативную личность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для учащихся 8-10 классов, направленная на освобождение природного естественного голоса и овладение им как инструментом установления контакта с собой и окружающим миром.

16 марта Дубровская детская музыкальная школа тепло и радушно встречала своих гостей – участников IV Межзонального открытого фестиваля-конкурса «Голоса народных инструментов». Проведение этого фестив.

В процессе практической работы личность педагога-психолога, находясь под влиянием полученных знаний, различных взаимоотношений, рефлексии, анализа психологических явлений обогащается новыми каче.

Крнспект занятия по вокалу.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

Голос как средство коммуникации

Искусство управления голосом

Тренинг в МОСКВЕ:

с 12 по 29 ноября 2016 г.

будет проходить в
ВЕЧЕРНЕМ ФОРМАТЕ

5 дней по 3 часа
(вторники и четверги)

Время проведения — с с 19:00 до 22:00

Для регистрации на тренинг воспользуйтесь

«улучшились дикция и артикуляция;
теперь даже ранним утром голос способен на подвиги, а не на невнятное мычание, как это обычно бывало».

«слышу и различаю больше нюансов именно в речи, в голосах других людей».

«Я на себе почувствовал, как уверенный
и четкий голос положительно влияет на собственный эмоциональный фон, а ещё появляется желание привнести креатив
в общение».

«Здесь великолепная атмосфера! Придя уставшей после работы, через 5 минут забываешь обо всем и начинаешь порхать!».

«После прохождения курса, как ни странно, даже мысленная речь стала богаче. Речь стала более красочной.
Стало легче дышать!
Голос перестал уставать!».

«Теперь, когда я говорю правильно, медленнее, с использованием разных резонаторов и т.д., – эффект поразительный. Волшебство просто. Зажатые, стеснительные, скромные, замкнутые – вам всем сюда! 24 часа
– и вы заново родитесь!».

«Что я получила:
— мощную обратную связь;
— направление работы над собственным голосом и речью;
— разнообразный и системный раздаточный материал. Упражнения, которые интересно выполнять!
Две главные вещи, которые я научилась делать:
1. Слушать и слышать людей.
2. Быть свободным человеком.

Это дорогого стоит. «

Дневник
о прохождении тренинга
одной из участниц.

СКОРОГОВОРКИ
для развития речи и не только

Голос в управлении – зачем?

«Нас убеждают не аргументы, которые можно проанализировать,
а тон и темперамент, манера речи, то есть сам человек»

Сэмюэль Батлер

Несмотря на то, что в «век информационных технологий» мы все больше рабочего времени проводим за компьютерами, значимость для деловых контактов живого общения, то есть звучащей речи, разговора, по-прежнему велика.

Каков круг профессиональной деятельности, где владение голосом и сейчас является навыком первостепенной важности?

— все виды преподавания, лекторства, тренерства, коучинга;

— деятельность топ-менеджеров, управление копаниями, руководство персоналом;

— все виды продаж, реклама;

— политика, общественная деятельность;

— переговоры, выступления в суде;

— психологическое консультирование;

— продюсирование и менеджмент в шоу-бизнесе;

— артистическая деятельность;

То есть в «сферу влияния голоса» входит большинство профессий, востребованных сегодня и имеющих большие перспективы в будущем.

В условиях кризиса увеличивается время, которое менеджеры проводят в общении с заказчиками, и многие руководители приходят к выводу, что если раньше огрехи в общении можно было компенсировать высокой рентабельностью и другими механизмами, то сейчас на первый план выходят именно коммуникативные навыки менеджеров. Игорь Афанасьев(коммерческий директор, РЭМ ГРАФИКС)

Каким образом происходит обучение навыкам владения и управления голосом по тем специальностям, где «без голоса» не обойтись? Как правило, централизованно такое обучение либо вовсе не предусмотрено, либо происходит формально. Уже после получения основного образования, осознав необходимость в голосе, как в профессиональном инструменте, молодые специалисты начинают «учиться понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». И это лишь в том случае, если они поняли, что именно недостаток голосовых навыков мешает эффективности их работы.

Как ни удивительно, с этими проблемами сталкиваются и профессиональные речевики: актеры, ведущие, ди-джеи. Виною здесь, конечно, не столько некачественное преподавание техники речи, сколько недооценка студентами важности этого предмета.

Почему важно уметь управлять своим голосом?

Может быть, достаточно научиться хорошо формулировать, аргументировать, импровизировать, а выразительность голоса не так уж и важна?

Известно ли вам, что 40% информации человеческая психика извлекает именно из звучания голоса, его тембра, интонаций, пауз и акцентов, и только 7% из логической составляющей речи, семантики слов, которые произносятся?

Впечатление о собеседнике мы составляем в первые несколько секунд личного или телефонного общения: уверен ли он в себе, робок или самоуверен, «душевный» или «сухарь», готов к сотрудничеству или настроен враждебно, можно ли ему доверять или следует «держать ухо востро», и – в конце концов!, приятен нам этот человек или же разговор хочется свернуть как можно скорей. Эта первичная реакция основана не на том, какие слова мы услышали, а на том, как эти слова прозвучали. Как часто, после долгой электронной переписки, мы все же не можем принять решение, сделать выбор: «Не знаю, надо посмотреть. Или хотя бы поговорить».

Однажды к Сократу привели молодого человека, с просьбой оценить его личные качества и способности. Мудрец некоторое время рассматривал юношу, а затем произнес: «Говори, чтобы я мог тебя видеть!».

Логическую составляющую речи, которую, собственно, и выражают слова, мы воспринимаем на сознательном уровне, можем проанализировать ее, принять или опровергнуть. Но информацию, поступающую к нам через звук голоса собеседника, мы усваиваем, как правило, автоматически, бессознательно, эмоционально и – целиком, приписывая сделанные нами выводы собственной интуиции. Интересно, что чем меньше значения мы придаем звучанию голоса, чем меньше «обращаем внимание на такие пустяки», — тем меньше фильтров ставим на пути невербальной информации, и тем полнее она усваивается.

Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, — короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. все то, что не может быть написано

Фридрих Ницше

В разговоре с клиентом ли, с партнером, или с конкурентом мы используем одни и те же, привычные, речевые паттерны. Если же мы стараемся расширить свои рамки, овладевая новыми коммуникативными стратегиями, голосовые паттерны, как правило, остаются вне пределов этих рамок. К.С. Станиславский сравнивал актера, не владеющего голосом с музыкантом, который вынужден играть на расстроенном, дребезжащем инструменте. Написанный текст может выглядеть эффектным и убедительным на бумаге. Но, если голос не служит своему хозяину, есть риск, что презентация погрузит аудиторию в состояние сонливости, или же, напротив, вызовет «немотивированное» раздражение, неприятие. Короче, результат не будет достигнут, несмотря на трудоемкую и грамотно выполненную подготовительную работу.

В этом случае, первым шагом к успешному выступлению (или успешной коммуникации) будет осознание необходимости развития речевых навыков, как первоочередной задачи.

Какие характеристики голоса оказывают влияние на
выразительность речи
(и, соответственно, на то, как наша речь воспринимается со стороны)?

Это, прежде всего,

— определенные алгоритмы дыхания;

— дикция, артикуляционная проработанность;

— варьирование громкости и высоты голоса;

Сочетание этих характеристик составляет «звуковой портрет» человека, его внутреннего состояния, внешнего поведения, возможно, даже его личностной истории.

Навык аудиальной калибровки особенно актуален в наше время, когда множество деловых вопросов приходится решать, не видя собеседника, например, в условиях телефонных переговоров. Тот, с кем мы говорим по телефону, может составить благоприятное мнение о нас, исключительно по тому, что и как мы говорим; в свою очередь, мы вынуждены делать свои выводы о партнере, его характере и настроении, полагаясь только на собственный слух. Для того чтобы лучше слышать, мы даже иногда закрываем глаза, когда требуется особое внимание к тому, что нам говорят. Тогда голос собеседника как бы рисует нам его образ перед нашим мысленным взором. И чем более развиты у вас навыки слушания и слышания, тем ярче, объемнее и конкретнее будет этот образ; возможно, что получившаяся «картинка» будет даже больше соответствовать истинному характеру и настрою вашего собеседника, чем, если бы вы оценивали его воочию.

Навыки голосовой выразительности и навыки «прицельного» слушания – две стороны одной медали. То есть, обучаясь искусству интонирования, тембровой вариативности, контролю над темпом и ритмом собственной речи, мы получаем ключик к «речевой кухне» другого человека. Как опытный повар может на вкус определить, какие ингредиенты входят в состав блюда, и как оно приготовлено, так и мы, осознанно владея собственным голосом, можем по речи собеседника понять, благодаря сочетанию каких голосовых параметров создается тот или иной эффект. А, сумев «разложить по полочкам» все составляющие, сумеем не только определить с большой степенью точности настроение говорящего, но и позаимствовать у него те голосовые приемы, которых, возможно, нам не доставало в собственной речи.

На примере двух, произвольно взятых, эмоций посмотрим, какие голосовые физ. маркеры определяют их аудиальную выразительность. (Голос — не есть нечто отдельное от тела, но, напротив является его продолжением, органом, оргАном, — поэтому я сочла необходимым включить в приведенную ниже схему такие параметры, как жесты, мимика, поза).

Назидательная, (дидактическая, поучительная, приказной тон, вразумлять)

Восторженная – (от восхищения до энтузиазма)

Ссылка на основную публикацию
Сравнение расчётных методов оценки скорости клубочковой фильтрации у больных с метаболическим синдро
Калькулятор скф и имт Высокая актуальность проблемы метаболического синдрома (МС) в настоящее время обусловлена не только его большой распространенностью, начиная...
Спазмы в горле — причины появления и методы лечения
Причины, симптомы и лечение спазмов и удушья в горле Спазм в горле — рефлекторное сокращение глоточных мышц. Опасность может заключаться...
Спазмы в желудке причины, признаки, симптомы, лечение
Язва желудка Язва желудка является хроническим заболеванием, которое сопровождается образованием язвенных дефектов на слизистой оболочке желудка. В группу риска входят...
Сравнение эффективности и переносимости мелоксикама и диклофенака при лечении пациентов с остеоартри
Применение диклофенака для лечения поясничного радикулита Радикулит – механизм развития и причины Проявления и диагностика поясничного радикулита Лечение Побочные эффекты...
Adblock detector