Студопедия — Нейропсихологическое обследование

Методика скрининг обследования больных с афазией

Рубрика: Медицина

Дата публикации: 18.01.2016 2016-01-18

Статья просмотрена: 5445 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, М. М. Методика скрининг обследования больных с афазией / М. М. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 411-414. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25208/ (дата обращения: 09.09.2020).

Изобретение относится к области медицины и педагогики, а именно к неврологии и логопедии. Может найти применение в неврологических и нейрохирургических клиниках, в отделениях реабилитации больных с органическим поражением головного мозга. Отличительной особенностью предлагаемого способа диагностики является то, что обследование больного состоит из нескольких независимых модулей, которые сгруппированы в соответствии с диагностируемыми формами афазии. В каждом модуле тестируется определенная форма и определяется степень ее выраженности.

Ключевые слова: методика скрининг обследования, афазия, формы афазии

В настоящее время в медицине достигнут существенный прогресс [5–22], в том числе и лечении афазии. Патогенез афазии характеризуется системным нарушением функционирования речевого мышления вследствие органического поражения головного мозга.

Афазия клинически проявляется:

1) в грубом нарушении понимания и собственной речи (грубая сенсомоторная афазия);

2) в нарушении понимания обращенной речи (акустико-гностическая афазия);

3) в нарушении объема слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия);

4) в нарушении семантики речи (семантическая афазия);

5) в нарушении моторной кинестетической программы (афферентно-моторная афазия);

6) в нарушении моторной кинетической программы (эфферентно-моторная афазия);

7) в нарушении планирования и программирования речевого высказывания (динамическая афазия).

От синдрома афазии следует дифференцировать мутизм, то есть произвольный отказ от речевого общения, не обусловленный органическими изменениями в коре головного мозга. Суть данной работы заключалась в последовательной компоновке и интегрировании материала по диагностике лиц с афазией вплоть до получения окончательной методики обследования. При компоновке информации определялись структурные составляющие диагноза (предпосылки и проявления) путем сличения разных проявлений к конкретным симптомам или синдромам. В данном случае применялся качественный анализ дефекта, выделение первично пострадавших звеньев (факторов). Это позволило различить сходные картины нарушения и способствовало постановке точного логопедического диагноза. В целом, процесс создания компьютерной экспресс методики обследования состоял из нескольких этапов:

  1. группировка имеющихся симптомов в синдром;
  2. выделение в синдроме ведущего симптома;
  3. распознавание полученного синдрома путем сличения с эталонными представлениями о формах афазии.

При обследовании больного первоначально регистрируются анкетные данные, клинический диагноз, особенности эмоционально-волевой сферы больного, результаты объективных исследований (КТ/МРТ). На следующем этапе начинается собственно исследование речевого мышления больного, которое состоит из двух этапов. Цель первого этапа исключить грубую степень тяжести речевого расстройства, а также дифференцировать афазию и мутизм. Цель второго этапа — определение формы афазии и степени ее выраженности.

Результат обследования — балльная оценка, которая соотносится с формой речевого нарушения и степенью его выраженности. Методика скрининг обследования больных с афазией составлена на основе зарекомендовавших себя апробированных методик, использующихся в клиниках для определения выявления речевых нарушений у больных с локальным нарушением мозгового кровообращения [1,2,3,4,5,6].

Создание компьютерной скрининг методики диагностики проводилось в 2013–2015 гг. в несколько этапов: На первом этапе разработчиком (логопедом Щербаковой М. М.) на основе проанализированной литературы и собственных внедренных программ реабилитации была составлена экспресс методика диагностики афазии, отвечающая всем требованиям, предъявляемым к данным работам. Контролировал процесс, анализировал содержание экспресс методики и ее адекватность применения в клинике руководитель отделения неврологии, главный внештатный специалист Московской Области, заведующий кафедрой неврологии ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. В. Владимирского д. м. н., профессор Котов С. В. На втором этапе создавался компьютерный вариант экспресс диагностики (программисты отделения компьютерных технологий ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского МОНИКИ.). На третьем этапе компьютерная скрининг диагностика афазии прошла апробацию в клинике (отделение неврологии ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского) и доказала свою достоверность.

Алгоритм обследования прост и доступен для специалистов, так как: 1) не требует дополнительных материалов; 2) доступен для обследования больных как логопедам-афазиологам, так и врачам-неврологам. Продолжительность обследования одного больного составляет от 7 до 30 минут и не требует большой психической нагрузки от больного.

Способ осуществляется следующим образом. Первоначально фиксируются общие сведения о больном, неврологический диагноз, группа инвалидности, образование больного, особенности эмоционально-волевой сферы больного, уточняется наличие или отсутствие очагового поражения головного мозга по данным объективных исследований (КТ/МРТ). Затем начинается собственно процесс обследования речевого мышления больного, который состоит из нескольких независимых модулей. Смена инструкции (переход к следующему заданию) происходит по событию выбора последнего элемента в предлагаемом задании, либо по истечении отведенного на выполнение задания времени.

Модуль 1. Обследование грубой сенсомоторной афазии. Включает 4 задания. Задания: ситуативная беседа (3 балла); автоматизированная речь (2 балла); договаривание стойких речевых конструкций (3 балла); понимание простейших речевых инструкций (4 балла).

1) 0–6 баллов — тотальная афазия. Рекомендуется Модуль 2. Исключение мутизма.

2) 7–9 баллов — грубая сенсомоторная афазия.

3) 10–12 баллов — грубой сенсомоторной афазии нет. Рекомендовано дальнейшее обследование больного.

Модуль 2. Исключение мутизма. Включает 3 задания и одно дополнительное. Задания: дописывание пропущенных слов в текст (1 балл); показ предметных картинок по инструкции (1 балл); дописывание предложений (4 балла).

1) 0–2 балла — мутизма нет. Ставится диагноз: тотальная афазия

2) 3 балла — проводится дополнительное обследование с целью исключения мутизма. В результате обследования: а) 0 баллов — мутизм исключается, ставится грубая сенсомоторная афазия; б) 1 балл — мутизм подтверждается.

3) 4–6 баллов — мутизм.

Модуль 3. Акустико-гностическая афазия. Включает 6 заданий. Задания: показ сюжетных картинок (4 балла); показ предметных картинок (4 балла); раскладывание подписей к предметным картинкам (4 балла); фонематическое восприятие (6 баллов); составление слов из букв (4 балла).

1) 20–22 балла — акустико-гностической афазии нет.

2) 16–19 баллов — акустико-гностическая афазия легкой степени тяжести

3) 13–15 баллов — акустико-гностическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–12 баллов — акустико-гностическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 4. Акустико-мнестическая афазия. Включает 5 заданий. Задания: показ недорисованных предметных картинок (4 балла); объяснение функциональных назначений предметов (5 баллов); подбор аналогии (2 балла); слухоречевая память на серию слов (2 балла), слухоречевая память на текст (4 балла).

1) 16–17 балла — акустико-мнестической афазии нет.

2) 13–15 баллов — акустико-мнестическая афазия легкой степени тяжести

3) 7- 12 баллов — акустико-мнестическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–6 баллов — акустико-мнестическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 5. Семантическая афазия. Включает 7 заданий. Задания: зрительное восприятие пропорций (1 балл); восприятие наложенных изображений (3 балла); схема тела (4 балла); определение времени на часах (2 балла); счетные операции (1 балл); понимание переносного смысла слова (4 балла); понимание логико-грамматических оборотов (2 балла).

1) 16–17 балла — семантической афазии нет.

2) 14–15 баллов — семантическая афазия легкой степени тяжести

3) 8–13 баллов — семантическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–7 баллов — семантическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 6. Динамическая афазия. Включает 5 заданий. Задания: динамический праксис (1 балл); подбор к словам-глаголам синонимов (4 балла), антонимов (4 балла); построение фразы (предложения) (3 балла); решение логических задач (3 балла).

1) 14–15 баллов — динамической афазии нет.

2) 12–13 баллов — динамическая афазия легкой степени тяжести

3) 8- 11 баллов — динамическая афазия средней степени тяжести.

4) 0–7 баллов — динамическая афазия грубой степени тяжести.

Модуль 7. Эфферентно-моторная афазия. Включает 4 задания. Задания: воспроизведение дезавтоматизированных рядов (2 балла); графический праксис (2 балла); составление слов из слогов (4 балла); составление слов из букв с известной первой буквой (4 балла).

1) 10–11 баллов — эфферентно-моторной афазии нет.

2) 8–9 баллов — эфферентно-моторная афазия легкой степени тяжести

3) 5–7 баллов — эфферентно-моторная афазия средней степени тяжести.

4) 0–4 баллов — эфферентно-моторная афазия грубой степени тяжести.

Модуль 8. Афферентно-моторная афазия. Включает 6 заданий. Задания: автоматизированное письмо (1 балл); дописывание первых слогов в слово (4 балла); дописывание последних слогов в слово (4 балла); составление слов из букв (3 балла); отгадывание кроссворда (5 баллов); дезавтоматизированное письмо (2 балла).

1) 18–19 баллов — афферентно-моторной афазии нет.

2) 14–17 баллов — афферентно-моторная афазия легкой степени тяжести

3) 7–13 баллов — афферентно-моторная афазия средней степени тяжести.

4) 0–6 баллов — афферентно-моторная афазия грубой степени тяжести.

Таким образом, диагностика речевого мышления больного по уникальной методике включает либо:

Читайте также:  Температура воды для клизмы правила и исключения

1) все модули обследования с определением формы афазии и степени ее выраженности у больных без предварительного диагноза. Процедура занимает около 30 минут.

2) определенный модуль обследования у больных с наличием предварительного диагноза с целью подтверждения наличия данной формы афазии и определения степени ее выраженности. Процедура обследования занимает 5–7 минут.

Методика прошла апробацию в неврологическом отделении ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского в 2013–2015 гг. на 137 больных. В большинстве случаев у больных наблюдались сочетанные речевые диагнозы. Всем обследуемым больным (137 человек) был поставлен предварительный логопедический диагноз, который был подтвержден в 100 % случаев при обследовании их по скрининг методике обследования. После проведенного курса реабилитации с больными проводилось повторное обследование по методике скрининг обследования, которое позволило доказать результативность комплексного лечения (сосудистой терапии и логопедического воздействия). Если при первичном обследовании речевых нарушений выявлено не было, повторное обследование не проводилось.

В целом можно отметить следующие достоинства компьютерной скрининг методики обследования больных с афазией:

1) в методике диагностики учтены все параметры проявления синдрома афазии (нарушение как речевых, так и неречевых высших психических функций).

2) алгоритм обследования прост и доступен для специалистов, так как:

а) не требует дополнительных материалов;

б) доступен для обследования больных как логопедам-афазиологам, так и врачам неврологам, работающим с данной группой больных.

3) продолжительность обследования одного больного составляет от 7 до 30 минут и не требует большой психической нагрузки от больного.

  1. Ананьева Н. И., Круглов Л. С. и др. Комплексная диагностика сосудистых деменций. Пособие для врачей, — Изд-во Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2007
  2. Ахутина Т. В., Цветкова Л. С., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии — М. Изд-во МГУ 1981
  3. Васеерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики — СПб, 1997
  4. Распространенные шкалы в неврологии — Сборник «НПК ФАРМАСОФТ» 2012
  5. Шкловский В. М. Карта нейропсихологического исследования больных с нарушениями высших психических функций — М. Отделение патологии речи МНИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1996
  6. Benton, Hamsher Multilingual Aphasia Examination, 1989
  7. Молочков А. В., Кильдюшевский А. В., Карзанов О. В., Багапш Л. С. Клиническая эффективность экстракорпоральной фотохимиотерапии при красной волчанке. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 15–19
  8. Молочков В. А. Лечение псориаза гомеопатическими препаратами // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 20–25
  9. Молочков А. В., Романко Ю. С., Казанцева К. В., Сухова Т. Е., Попучиев В. В., Третьякова Е. И., Матвеева О. В., Кунцевич Ж. С., Молочкова Ю. В. и др. Лазероиндуцированная термотерапия и фотодинамическая терапия в дерматологии: возможности и перспективы. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 30–35
  10. Молочков В. А., Кунцевич Ж. С., Бобров М. А. и др. Эруптивная кератоакантома типа гржебовски. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 36–41
  11. Молочков В. А., Корнева Л. В., Снарская Е. С., Щербакова Е. О., Полянская А. А., Нодельман Е. К. Ассоциация доброкачественных эпителиальных неоплазий с вирусом папилломы человека рода beta. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 47–51
  12. Молочков В. А., Корнева Л. В., Снарская Е. С., Щербакова Е. О., Полянская А. А., Трофимова О. Б. Сравнительный анализ ассоциации себорейного кератоза с вирусом папилломы человека у иммуносупрессивных и иммунокомпетентных пациентов. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С.52–55
  13. Молочков А. В., Хлебникова А. Н. Возможности липосомальной косметики айсида в лечении хронических дерматозов (обзор литературы). // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 85–90
  14. Молочков В. А. и др. Индинол форто и эгаллохит в терапии остроконечных и гигантских кондилом. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 100–105
  15. Молочков В. А. Силденафил и хронический простатит. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 108–111
  16. Глазков А. А., Куликов Д. А., Древаль А. В. и др. Разработка способа диагностики нарушений микроциркуляции крови у больных сахарным диабетом методом лазерной допплеровской флоуметрии. // Альманах клинической медицины. 2014. № 31. С. 7–10
  17. Куликова П. А., Филюшкин Ю. Н., Куликов Д. А., Федулов А. В., Машков А. Е., Куликов А. В. Экспериментальная модель первичного мужского гипогонадизма. // Альманах клинической медицины. 2014. № 31. С.21–24
  18. Щербакова М. М. и др. Реабилитация больных с афазией по модифицированным методикам восстановления. // Альманах клинической медицины. 2014. № 31. С.56–60
  19. Молочков А. В., Кильдюшевский А. В., Карзанов О. В., Багапш Л. С. Клиническая эффективность экстракорпоральной фотохимиотерапии при красной волчанке. // Альманах клинической медицины. 2014. № 34. С. 15–19
  20. Дмитриева Н. Г., Яковчик О. Н., Ватазин А. В. и др. Система гистосовместимости при трансплантации почки. // Альманах клинической медицины. 2014. № 31. С.83–87
  21. Руденко Т. Е., Кутырина И. М., Швецов М. Ю., Андросова С. О. Ригидность общих сонных и бедренных артерий на додиализной стадии хронической болезни почек. // Альманах клинической медицины. 2014. № 30. С. 25–31
  22. Гордовская Н. Б., Коротчаева Ю. В. Бессимптомная бактериурия у беременных: диагностика и лечение. // Альманах клинической медицины. 2014. № 30. С.57–60

Нейропсихологическое обследование больных афазией.

Исследование экспрессивной речи, проводят от простых тестов к сложным:

исследование произнесения звуков: «т», «д», «л», «н» и т.д., затем просят произнести звуки сложные, причем исследование всех видов речи: спонтанной, повторение, называние .

  1. человека просят рассказать о себе. Просят прочитать и пересказать статью, исследование диалога.

Исследование импрессивной речи, т.е. исследование понимания речи:

  1. исследование фонематического слуха
  2. понимание смысла слов, более сложных фонем, затем предложить показать предметы.
  3. понимание сложных логико-грамматических пространственных временных конструкций.
  4. понимание простых и сложных конструкций. Больного просят показать на ряде предметов названный предмет.

Алалия

Форма речевого недоразвития из-за поражения головного мозга. В основе алалии лежит повреждения речевых зон мозга из-за травм, асфиксиях или кровоизлияние. Это происходит во время беременности. Выделяют моторную алалию это отсутствие у ребенка гуления, запаздывает лепет, появляется на 2-3 году жизни. Сенсорная алалия – это врожденное нарушение восприятия речи, нарушение понимания речи. Не формируется связь между словом и предметом, и при многократном повторении также не формируется.

Это форма речевого недоразвития.

В основе лежит повреждение речевых зон из – за травм, асфиксий, кровоизлияния во внутриутробном периоде, во время беременности.

Моторная алалия –отсутствие или ограниченное гуление, запаздалый лепет на втором полугодии, первий год жизни или на втором, третьем году жизни.

Сенсорная алалия –нарушение восприятия и понимания речи. Нарушается связь между словом и предметом при многократном повторении не формируется.

Фонематические расстройства

Дислалия –это форма нарушения речи, связанная с разнообразными фонематическими расстройствами .

Дизартрия –нарушение звукопроизношения, которые могут возникать:

– бульбарный паралич или бульбарная дизартрия. Повреждение ствола головного мозга, ядер черепно – мозговых нервов (тройничный, языковой, языко – глоточный, блуждающий, подъязычный). Выражается в том, что плохо артикулируется речь или речь полностью утрачивается (анартрия).

– Псевдобульбарный паралич – повреждение проводящего пути ядер, возникает при ДЦП, похож на бульбарный, но есть отличия:

нет атрофии мышц мягкого нёба, но есть рефлексы орального автоматизма (хоботковый); насильственный смех и плач.

Заикание

Выделяют: тахилалия- патологически ускоренный темп речи; брадилалия- патологически замедленный темп речи, обусловлен доминированием стриатума.

Заикание-сложная форма нарушения речи. Нарушается темп, плавность и ритм речи. Характеризуется судорожным сокращением мышц артикуляционного аппарата. Нарушается фонация и дыхание. Невротическое заикание возникает в результате психологической травмы у ребенка еще с неокрепшей психикой , возраст 3-5 лет. Ребенок видит свой дефект и не хочет говорить. Неврозоподобное заикание возникает на фоне соматогенных факторов, запаздывает речевое развитие до 3 лет. Возникают дизартрические трудности. Преобладает платонический компонент (застревание на одной фразе, одном слове, нет стеснения своего дефекта)

Агнозии

Агнозия — нарушение узнавания стимулов (объектов окружающего мира), относящихся к той или иной модальности. Дети с агнозией видят предметы, осязают их, слышат звуки, но не могут понять, что они означают. Взрослые больные теряют способность узнавать даже знакомые стимулы, воспринимаемые органами чувств.

Зрительная агнозия

Наиболее часто в результате локальных поражений мозга возникает зрительная агнозия. Как и все психические процессы человека, визуальная перцепция (зрительное восприятие) — это прижизненно формируемый активный процесс. В основе зрительной перцепции лежит рефлекторный акт, содержащий афферентные и эфферентные звенья. Сформированное восприятие обладает свойствами произвольности, избирательности, предметности, константности, категориальности. Общий принцип работы зрительной системы состоит в симультанности (одномоментности) анализа и синтеза зрительной информации.

Читайте также:  Как вернуть свою девушку; Будь Альфой

Нарушения зрительного восприятия — зрительные агнозии — характеризуются неспособностью опознания объектов и изображений действительности, воспринимаемых зрительно при отсутствии элементарных расстройств зрения. Зрительные агнозии являются следствием поражения коркового звена зрительного анализатора (преимущественно 18 и 19 поля по Бродману). Чаще нарушения в зрительном восприятии обнаруживаются при двусторонних, но иногда и односторонних поражениях височно-затылочных и теменно-затылочных зон мозга.

То, что в клинике локальных поражений мозга различают разные виды нарушений зрительного гнозиса, свидетельствует о высокой функциональной дифференциации зрительной коры.

Конкретное обозначение зрительной агнозии зависит от того, к чему оно относится — предмету, пространству, движению, цвету, символу. Соответственно различают следующие виды зрительной агнозии:

• агнозия на цвета;

• агнозия на лица;

Предметная агнозия и ее нарушения характеризуются нарушением узнавания предметов или их изображений. В основе лежат дефекты опознания формы, контуров предмета.

Чаще всего это расстройство возникает при двусторонних поражениях височно-затылочных отделов мозга, однако может быть вызвана и односторонним поражением правого или левого полушария.

Двусторонние очаги поражения обусловливают грубые расстройства предметного зрительного гнозиса, больные не узнают даже простых изображений обиходных предметов, путают сходные изображения.

Вариантом оптико-гностических расстройств является симультанная агнозия (синдром Балинта). Этот вид расстройств характеризуется сужением объема восприятия до одного объекта. Больные хорошо воспринимают отдельные предметы, но не в состоянии увидеть группу предметов, охватить ситуацию, изображенную на сюжетной картинке. Симультанная агнозия возникает при двустороннем поражении затылочных долей мозга.

Агнозия на лица (прозопагнозия) представляет собой избирательное гностическое расстройство, проявляющееся в трудностях опознания знакомых лиц. В отдельных случаях при грубом проявлении дефекта больные не узнают своих близких, фотографии из семейного альбома, не могут представить, описать знакомое лицо, оценивают людей по случайным признакам (родинки, прически и т.п.), а также по голосу, жестикуляции. В редких случаях больные с подобными нарушениями затрудняются в оценке мимики, выражающей ту или иную эмоцию, а также видят искаженные гримасы. Агнозия на лица обусловлена очагом поражения височо-теменно-затылочных отделов правого, полушария.

Агнозия на цвета, или иначе цветовая агнозия, обусловлена поражением или дисфункцией височно-затылочных отделов как левого, доминантного, так и правого, субдоминантного, полушарий; Цветовая агнозия по доминантному типу, как и другие виды зрительной агнозии, характеризуется нарушением абстрактности, обобщенности при восприятии. Невозможность больных с агнозией на цвета подбирать оттенки цвета в единую цветовую гамму, избирательное расстройство — агнозии на цвета, сопровождающегося забыванием названий цвета.

Зрительная буквенная агнозия — это нарушение обобщенного восприятия и называния букв, обусловленное очагом поражения или дисфункцией височно-затылочных отделов левого, доминантного по речи, полушария. Для буквенной агнозии характерно смешение букв по оптической близости, расположению элементов букв, зеркальное восприятие букв и т.д.. Так, буква «н» может быть опознана как «м», буква «в» как неверно представленная буква «р» и т.д. Аналогичная структура нарушений лежит в основе расстройств цифрового гнозиса. Буквенная агнозия может иметь место, хотя и редко, при субдоминантных височных поражениях. Она возникает здесь как следствие фрагментарности восприятия буквенных образов.

Тактильная агнозия

Тактилъная агнозия выступает в двух основных видах:

1. Нарушение узнавания материала объекта и его текстуры (качества поверхности).

2. Нарушение узнавания формы объектов — астереогноз.

Это расстройство обусловлено, по мнению большинства авторов, поражением нижней теменной дольки (в области надкраевой извилины).

Больные с нарушением узнавания материала и текстуры объектов не дифференцируют сигналы, поступающие на кожные рецепторы. Так, они не опознают ощупываемый предмет, не могут подобрать идентичный ему. Например, карандаш принимают за нож или расческу, ключ за монету, не могут сказать, из чего они сделаны (из дерева, металла, пластмассы и пр.).

Астереогноз проявляется в трудностях опознания предметов, при восприятии которых необходимо учитывать параметры, от которых зависит их объем. Деятельность узнавания предметов стереогностически (вслепую) нравится детям, которые достают предметы из «волшебного мешочка» и с закрытыми глазами «отгадывают» их.

Иногда «чистая» алексия сочетается с пальцевой агнозией (неузнавание пальцев), нарушением ориентировки «право-лево» и акалькулией. Такое расстройство носит название синдрома Гертсмана (по имени ученого, который впервые его выделил). Как правило, он возникает при поражении участка мозга, пограничного между теменной и затылочной долей левого полушария.

В литературе описан также симптом тактильного невнимания, или иначе тактильного угасания. Так, если больному предъявить два предмета в обе руки, то им опознается только тот, который находится в здоровой руке, т.е. на стороне одноименной (ипсилатеральной) очагу поражения (при поражении левого полушария — это левая рука, при поражении правого — правая). Если предмет из здоровой руки забрать, то больной начинает узнавать итот предмет, который находится в «больной» руке, т.е. на противоположной (контрлатеральной) очагу стороне поражения. Аналогичным образом опознаются и уколы, нанесенные одновременно на правую и левую половину тела.

Выделяют также тактильную асимболию (симболия – устаревший синоним символики, отрицание «а» указывает на нарушение узнавания символов, в данном случае тактильно), при которой способность опознавать предмет на ощупь остается, но его словесное обозначение (название) не всплывает в памяти.

Некоторые авторы указывают на существование тактильной алексии, при которой затруднено опознание букв и цифр, «написанных» на коже. Такую аграфию иногда называют «чистой». Если нарисовать на каком-нибудь участке кожи кружок или какую-либо другую фигурку, то с помощью тактильного гнозиса она распознается.

При очагах поражения в области таламуса наблюдаются протопатические эффекты, т.е. неприятное чувство, усиливающее болевые ощущения, например, от укола. Иногда в этих случаях кажется, что наносится не один укол, а много в разных частях тела.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Нейропсихологическое обследование больных с афазией

В статье рассмотрены подходы и процедура диагностики нарушений речи и других высших психических функций больных с острым нарушением мозгового кровообращения. Представлены результаты исследования состояния речевых и неречевых высших психических функций больных с афазией, на базе неврологического отделения.

Нейропсихология, нейропсихологическая диагностика,острые нарушения мозгового кровообращения, афазия.

В настоящее время проблема нарушений речи и других высших психических функций, а вследствие этого и проблема восстановительного обучения все больше привлекает исследователей из различных областей научного и практического знания: логопедии, нейропсихологии, педагогики, дефектологии, неврологии и др. Такой интерес обусловлен как минимум несколькими аспектами: пополнение научного знания в области нейропсихологии, о законах функционирования мозга, о связи речи с функционированием мозговых структур, о месте речи в системе высших психических функций, содной стороны, а с другой стороны возрастающей социальнойи практической значимостью вопросов восстановления высших психических функций, развития и коррекции их в детском возрастеи восстановления и ресоциализациии к полноценной жизнедеятельности больных перенесших инсульт, черепно-мозговую травму, после нейрохирургических вмешательств и вследствие острых нарушений мозгового кровообращения.

Острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) – одна из серьезнейших причин инвалидизации и смертности по всему миру. В Российской Федерации по частоте смертельных случаев от болезней системы кровообращения инсульт занимает второе место. «Инвалидизация после перенесенного инсульта высока и достигает 3,2 на 10 тыс. населения, занимая 1-е место среди всех причин первичной инвалидизации, и только 20% выживших в состоянии вернуться к работе»[3].

Приведенные факты наглядно показывают, насколько актуальной и масштабной является проблема диагностики патологии речи и других высших психических функций в системе лечебно-восстановительных мероприятий и оказания данному контингенту больных комплексной специализированной помощи,включающей различные методы логопедической, нейропсихологической, психологической и других видов работ.

Диагностика высших психических функций (ВПФ) представляет собой исследование психических процессов с помощью набора специальных проб, имеющее своей целью качественную и количественную квалификацию выявленных нарушений.

Методы нейропсихологической диагностики имеют очень широкое практическое применение, поскольку они основаны на фундаментальных научных представлениях «о мозговой организации высших психических функций человека, разработанных современной нейропсихологией, теоретической базой которой является методология, созданная А.Р. Лурия»[2]. Это представления «о динамической локализации ВПФ, их системном многоуровневом строении и иерархической организации, концепция о трех функциональных блоках мозга, теория факторного анализа и созданные на их основе представления о закономерностях компенсации нарушенных функций и принципах направленной восстановительной работы»[1].

Читайте также:  Яичная скорлупа от аллергии - рецепты и рекомендации

Центральной задачей нейропсихологического исследования ВПФ у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.

Качественный подход к оценке результатов диагностики ВПФ у больных с очаговыми поражениями головного мозга реализуется в методе синдромного анализа. Метод оптимален для описания возможных дефицитов в функционировании разных зон мозга и для описания структуры дефекта с точки зрения поврежденных и сохранных звеньев различных психических функций. Поэтому применение метода синдромного анализа полезно для доказательного подтверждения или отрицания расстройств тех или иных компонентов психических функций, а также функциональной недостаточности соответствующих мозговых зон.

Метод синдромного анализа в практике нейропсихологической диагностики дополняется методами количественной оценки выявленной симптоматики нарушений ВПФ, что позволяет существенно расширить рамки применения нейропсихологического метода в клинике очаговых поражений головного мозга. Стандартизированная методика нейропсихологического исследования со специально разработанной системой количественной оценки служит точным и чувствительным инструментом не только для определения направления нейрореабилитационного процесса, но и для оценки его эффективности.

Данные нейропсихологических исследований, дополненные другими методами обследования (МРТ, КТ и др.), позволяют получить полную картину функционального состояния головного мозга «после острого нарушения мозгового кровообращения (ОНМК), а также оценить динамику его изменений в процессе нейрореабилитации»[4].

Таким образом,главная цель комплексной нейропсихологической диагностики афазии и других высших психических функций больных с очаговыми поражениями головного мозга – определение нейропсихологического фактора, позволяющего квалифицировать и объединять все симптомы нарушений ВПФ. На основании полученных с помощью метода синдромного анализа данных определяются основные направления и цели нейрореабилитационной работы с составлением программ восстановительного обучения, соответствующих форме, этапу заболевания, специфике нарушений психических функций и индивидуально-личностным особенностям пациентов.

С целью изучения особенностей комплексной диагностики больных с афазией, на базе неврологического отделения с функциями межрайонного сосудистого центра для больных острым нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) ОГБУЗ «Городская больница №1 г. Старого Оскола» нами было проведено экспериментальное исследование.
Критериями включения в обследование были: диагноз острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому или геморрагическому типу, отсутствие изменения сознания на момент обследования, наличие у обследуемых речевых нарушений афазического характера.

Состояние больных оценивалось в остром периоде инсульта (в первые 4 суток поступления пациента в стационар). Все пациенты обследовались индивидуально в несколько приемов, каждый продолжительностью 15-20 минут, что позволяло избегать переутомления больного. Кроме того, все испытуемые проходили полное клинико-диагностическое обследование. По клиническим данным объем, локализация и характер очагового поражения головного мозга во всех случаях был верифицирован методами неврологических исследований и данными компьютерной томографии.

Процедура исследования проводилась на фоне стандартной медикаментозной терапии (антиагрегантная, гипотензивная, вазоактивная), согласно действующим протоколам.

Экспериментальное изучение речевых и неречевых ВПФ строилось на основе методики, разработанной Т.Г. Визель, которая является одной из многочисленных модификаций нейропсихологической диагностической системы А.Р. Лурия. Предлагаемая методика охватывает наиболее значимые для нейропсихологического статуса фрагменты высших психических функций человека.

Исследование речевых процессов проводилось в двух основных аспектах – изучение рецептивной (импрессивной) и моторной (экспрессивной) стороны речевой деятельности, а также проводилось обследование когнитивной функции.

Методика исследования речевой функции включала пробы, учитывающие форму афазии, центральные механизмы нарушения речи при каждой форме афазии по классификации А.Р. Лурия, центральные симптомы нарушения речевой функции и степень выраженности речевых дефектов. С помощью ряда экспериментальных заданий выявлялись разные уровни нарушения речи, сенсомоторный и семантический, оценивалось состояние речи на уровне слова, фразы, логико-грамматических конструкций и смысла развернутой речи. При исследовании экспрессивной речи оценивался оральный праксис, артикуляция изолированных речевых звуков и их сочетаний, произнесение слов, фраз, самостоятельная развернутая речь испытуемых (отраженная и спонтанная), а также чтение и письмо.

В процессе исследования проводилось и изучение состояния неречевых высших психических функций: гнозиса, праксиса, счета, памяти, внимания и мышления.

Результаты выполнения всех проб анализировались методами качественного и количественного анализа. Качественный анализ был направлен на выявление первичного дефекта, лежащего в основе нарушенной функции. Такой анализ позволил оценивать каждый тип расстройства с точки зрения различных компонентов, составляющих его внутреннюю структуру.

Количественный анализ выполнения заданий осуществлялся по трем разделам: 1) состояние импрессивной речи, 2) состояние экспрессивной речи, 3) состояние неречевых психических функций.

При анализе результатов выполнения экспериментальных заданий использовалась система оценок речевого дефекта от 1 до 3 баллов. Балльные оценки соотносились с уровнями выполнения заданий, которые определялись на основе шкалы, разработанной в Центре патологии речи и нейрореабилитации.

В зависимости от результатов выполнения каждого задания пациент получал определенное количество баллов.

Шкала оценок результатов выполнения теста (в баллах):

• 3 балла – правильное выполнение задания;
• 2 балла – выполнение задания с затруднением или с помощью логопеда;
• 1 балл – невозможность выполнения задания.

С учетом полученных пациентами баллов составлялись таблицы и вычерчивались оценочные профили, позволившие выделить наиболее страдающие функции и процессы.

Целенаправленное исследование когнитивных функций начиналось с уточнения фамилии, имени и отчества пациента, его возраста, образования, выяснения жалоб больного и сбора краткого анамнеза.

Далее проводилось непосредственно само обследование. Хотя различные его этапы и направлены на оценку тех и ил иных определенных когнитивных функций, следует отметить то, что тестов и проб, позволяющих изучить какую-либо психическую функцию «в чистом виде», изолированно от других, не существует. «Каждый тест обеспечивает лишь преимущественное вовлечение изучаемой сферы психической деятельности в задание» [5]. В этой связи при интерпретации данных отдельных заданий учитываются результаты всего обследования. Анализ позволил оценивать каждый тип расстройства с учетом различных компонентов, составляющих его структуру.

На основании результатов обследования речи и других высших психических функций с учетом личностных особенностей больного и его жизненной ситуации в тесном взаимодействии с другими специалистами (неврологом, врачом ЛФК, врачом-физиотерапевтом, психологом и др.) происходит постановка заключения, а вместе с ним реабилитационных целей и составление индивидуальных программ восстановительного обучения больных.

Для проведения констатирующего эксперимента исследования нами была сформирована выборка больных в количестве 25 человек, проходивших лечение в неврологическом отделении с функциями межрайонного сосудистого центра для больных ОНМК «Городской больницы №1 г. Старого Оскола».

В результате проведения комплексного обследования больные распределились по формам афазии следующим образом (рис.1).

Рис. 1. Доли распределения больных по формам афазии

Таким образом, больные с сенсомоторной и эфферентной моторной афазией составили основной контингент больных (60%), по степени выраженности речевого дефекта тяжелая и средняя степени выраженности представлены в равных процентных соотношениях (44%), что составляет 88% от общего числа обследуемых.

Количественный анализ результатов исследования импрессивной речи больных афазией выявил: наиболее трудными оказались для испытуемых задания на исследование понимания логико-грамматических конструкций и чтение слов, простых фраз. Более доступными для больных оказались пробы на понимание ситуативно-бытовой речи, а также выполнение простых однозвеньевых инструкций.

Количественный анализ исследования экспрессивной речи испытуемых показал, что наиболее трудными для испытуемых оказались задания на использование слов малочастотной лексики, а также письмо под диктовку, самостоятельное письмо, чтение слов, простых фраз. Меньше затруднений вызвали задания на исследование автоматизированной речи, ведение простого ситуативного диалога.

Количественный анализ исследования неречевых высших психических функций выявил, что наиболее успешным было выполнение заданий на исследование зрительного гнозиса и оперирование простыми числами в пределах первого десятка. Самые низкие баллы были получены при выполнении заданий на исследование праксиса, в пробах на изучение внимания, памяти, мышления и пробах на изучение счетных операций.

Качественный анализ результатов экспериментального исследования показал, что в основе выявленных у больных с афазией нарушений ВПФ лежит недостаточность динамической организации всех видов психической деятельности и нарушение фонематического слуха.

Таким образом, рассматривая афазию как сложный, многоаспектный, многофакторный, и прежде всего, системный речевой дефект, мы говорим о разнообразии причин ее возникновения, сложности ее механизмов и неоднородности проявляемой симптоматики. Афазические речевые нарушения охватывают разные уровни организации речи, влияют на связи с другими психическими процессами, приводя к дезинтеграции всей психической сферы человека.

1. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики: Практическое руководство. СПб.,1997.-360 с.

2. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных.М.: Смысл, 2012.- 263 с.

3. Иванова Г.Е., Мельникова Е.В., Шмонин А.А., Шамалов Н.А., Стаховская Л.В., Мешкова К. С. Медикаментозная поддержка реабилитационного процесса при острых нарушениях мозгового кровообращения // ConsiliumMedicum, Том:18. №2.1, 2016 стр. 20-25.

4. Методы нейропсихологической диагностики: Хрестоматия/ Под ред. Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. М., 2009. – 350 с.

Ссылка на основную публикацию
Страсти по «Корвалолу» » Медвестник
Корвалол и алкоголь совместимость Почему опасно принимать корвалол с алкогольными напитками Прием любых фармакологических препаратов вместе со спиртными напитками приводит...
Статьи Синдром диэнцефальной дисфункции
Диэнцефальная патология Диэнцефальный синдром — мощный удар по ЦНС из-за дисфункции гипоталамуса Диэнцефальный синдром (гипоталамический) — это комплекс расстройств эндокринного,...
Статья на CosmeticBrand как избежать фотостарения
Хороно- и фотостарение: в чем разница? Мы поговорили с косметологом салона красоты «Грааль» в Твери и выяснили, чем фотостарение отличается...
Страх и стеснение перед стоматологом
Удаление зубов: как перестать бояться боли Михаил Д., пациент клиники «Частная практика Ирины Зайцевой»: «Никогда не забуду, как мне было...
Adblock detector