Техника выполнения катетеризации мочевого пузыря

Катетеризация мочевого пузыря

Bradley D. Figler

, MD, University of North Carolina

Last full review/revision September 2017 by Bradley D. Figler, MD

  • 3D модель (0)
  • Аудио (0)
  • Боковые панели (0)
  • Видео (1)
  • Изображения (0)
  • Клинический калькулятор (0)
  • Лабораторное исследование (0)
  • Таблица (0)

Катетеризацию мочевого пузыря используют для следующих целей:

Получение образца мочи для исследования

Измерение объема остаточной мочи

Доставки рентгеноконтрастных или лекарственных препаратов непосредственно в мочевой пузырь

Промывания мочевого пузыря

Катетеризация может производиться по уретре или надлобковым доступом.

Катетеры

Катетеры различаются калибром (толщиной), конфигурацией хвоста, числом ходов, размером баллона, типом материала и длиной.

Калибр описывают во французских (F) единицах, также известных как единицы Шарьера (Ch). Каждая единица соответствует 0,33 мм, таким образом, катетер 14Ch имеет диаметр 4,6 мм. Размеры колеблются от 12 до 24 F для взрослых и от 8 до 12 F для детей. Катетеры меньшего размера обычно подходят для обеспечения оттока мочи при отсутствии осложнений и эффективны для использования при стриктурах уретры и обструкции шейки мочевого пузыря; применение катетеров большего диаметра показано для промывания мочевого пузыря и при некоторых кровотечениях (например, при послеоперационном кровотечении или геморрагическом цистите), а также при пиурии, поскольку сгустки могут блокировать катетеры малого диаметра.

Кончики большинства катетеров имеют прямую конфигурацию (например, свисткообразный кончик катетера Робинсона) и используются для однократных катетеризаций (т.е. катетер удаляется сразу же после опорожнения мочевого пузыря). Катетеры Фоли имеют прямой кончик и раздуваемый баллон, при помощи которого сами удерживаются в мочевом пузыре. Другие самоудерживающиеся катетеры могут иметь расширенный кончик по типу шляпки гриба (катетер Пеццера) и четырехкрылой шляпки гриба (катетер Малекот); они используются при надлобковой катетеризации или при нефростомии. Изогнутые катетеры, у которых могут быть баллоны для самоудержания, имеют загнутый кончик для облегчения прохождения через стриктуры и обструктивные участки (например, простатический отдел уретры).

Ходы имеются у всех катетеров, используемых для длительного дренирования мочи. Многие катетеры имеют ходы для раздувания баллона, ирригации или оба хода (например, 3-ходовой катетер Фоли).

Баллоны на постоянных катетерах имеют различные объемы: баллоны от 2,5 до 5 мл предназначены для использования у детей, а от 10 до 30 мл – для взрослых. Большие баллоны и катетеры обычно используются для лечения кровотечения; натяжение катетера прижимает баллон ко дну мочевого пузыря и оказывает давление на сосуды, уменьшая кровотечение, но при этом может способствовать ишемии. Рекомендуется, чтобы баллон был заполнен чистой водой.

Стилеты представляют собой гибкие металлические проводники, вставленные в катетер для придания ему жесткости и облегчения его проведения через стриктуры и обструктивные участки. Стилеты могут использоваться только квалифицированными врачами, владеющими техникой проведения данной манипуляции.

Материал катетера зависит от цели его использования. Пластиковые, латексные или поливинилхлоридные катетеры предназначены для однократного использования. Латексно-силиконовые, гидрогелевые или полимерные c серебрянным покрытием (для уменьшения бактериального загрязнения) катетеры предназначены для постоянного использования. Силиконовые катетеры используются у пациентов с аллергией на латекс.

Катетеризация уретры

Уретральный катетер может быть введен любым медицинским работником и иногда самим больным. Подготовки пациента не требуется; поэтому если уретральный путь катетеризации не противопоказан, мочевой пузырь катетеризируется через уретру.

Относительные противопоказания включают в себя следующее:

Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Онлайн-конференция идёт регистрация

«Особенности работы и пути взаимодействия школьного педагога с детьми с умственной отсталостью в начале учебного года»

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников
онлайн-конференции

8 – 10 сентября 2020г 19:00 (МСК)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

ПМ. 04. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Раздел 3. Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.

МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг.

Тема : Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело Курс: 2

(базовый уровень)

Купино 2016

Пояснительная записка

К методической разработке профессионального модуля Выполнение работ по профессии младшая медсестра по уходу за больными по теме: Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря. Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний и умений по теме в ходе практического занятия студенты закрепляют полученные знания и формируют умения по теме: Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности : 34.02.01. Сестринское дело (базовый уровень подготовки).

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

Читайте также:  Брадикардия основные причины, диагностика и лечение

собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий;

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала

составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.;

способы реализации сестринского ухода;

технологии выполнения медицинских услуг;

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

ПК 4.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для контроля знаний, содержание учебного материала, задания для закрепления материала, алгоритмы выполнения манипуляций, тест – контроль.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№4), «Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№5), Подведение итогов (приложение №6)

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: Оказание помощи медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

Место проведения кабинет доклинической практики

Продолжительность проведения занятия 270 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен: уметь о казывать помощь медицинской сестре к лечебным мероприятиям: катетеризация мочевого пузыря.

2. Воспитательная: Воспитывать стремление к проявлению устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен уметь :

собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;

оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно-диагностическим мероприятиям;

выполнять лечебные вмешательства в пределах своих полномочий;

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и само ухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д.; обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

Междисциплинарная интеграция:

Обеспечивающие: Здоровый человек и его окружение, Фармакология, Психология, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека.

Обеспечиваемые: Пм 01.Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебном — диагностическом и реабилитационном процессах , ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

Внутри дисциплинарные связи: Основы профилактики внутрибольничной инфекции. Лечебно- охранительный режим как фактор, влияющий на безопасность пациента.

Методическое обеспечение занятия: Вопросы для входного контроля знаний, содержание учебного материала, задания для закрепления материала, алгоритмы выполнения манипуляций

Самостоятельная работа: конспект лекции, Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас», 16-е издание Ростов-на-Дону, «Феникс»

Схема по теме (алгоритм действия): «Подготовка пациента к проведению» катетеризации.

Перечень литературы:

Основная: Обуховец. Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас», 16-е издание Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011

Дополнительная: С.А. Мухина, И.И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела». Москва ГЭОТАР – Медиа 2011

Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

Использование активных форм опроса с указанием цели:

— фронтальный опрос с целью определения уровня знаний Разбор вопросов темы методом дидактической игры «домино»

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать умения применения приемов психологической само регуляции

Словесный, (вербальный) метод обучения.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

Читайте также:  Почему я не хочу жить в своей стране

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 4.3 ПК 4.6. (приложение

Цель: сформировать умения применения приемов психологической само регуляции

Выполнение студентами алгоритма манипуляций: Ролевая игра

Катетеризация мочевого пузыря у мужчин и женщин.

реализация ОК 14 (приложение №4)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация

ОК 4; ОК5 (приложение №5)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения

Подведение итогов (приложение №6)

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

Т. П. Обуховец, О.В. Чернова Основы сестринского дела: Стр. 613-623

Схема по теме (алгоритм действия): «Подготовка пациента к проведению катетеризации».

Разбор вопросов темы методом дидактической игры «домино»

1.Вступительное слово преподавателя. Знакомство с правилами игры.

2. Проведение игры.

3. Заключительное слово преподавателя. Подведение итогов игры.

Игровая ситуация и распределение ролей :

В игре участвуют 10 человек. Каждый получает по 2 карточки — «домино». На одной половине карточки – вопрос, на другой – ответ. По очереди каждый участник зачитывает вопрос на своей карточке, все участники просматривают свои карточки – нет ли в них ответа на заданный вопрос. Если участник считает, что правильный ответ у него – он зачитывает его группе. Если группа согласна с его мнением — он выкладывает ответ на предложенный вопрос. Если все ответы правильны – «Домино» замкнѐтся, и будут использованы все карточки. Если «Домино» замкнѐтся, а карточки останутся – допущена ошибка. Игра начинается сначала.

Оценка . Если «Домино» замкнѐтся без ошибок с первого раза – групповая оценка «5». Если «Домино» замкнѐтся без ошибок со второго раза – групповая оценка «4». Если «Домино» замкнѐтся без ошибок с третьего раза – групповая оценка «3». Если «Домино» не замкнѐтся без ошибок с третьего раза – игра прекращается и выставляется групповая оценка «2».

Ожидаемые результаты: Групповое обсуждение возможных вариантов ответов помогает обучающимся устранить индивидуальные ошибки. При возникновении групповых ошибок ситуация проигрывается повторно, и студенты сами находят правильный ответ. В результате нескольких повторов у обучающихся формируются прочные знания.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Медсестра в урологии. Роль первичного звена в оказании медицинской помощи

Анна Романовна Елистратова
Ст. медицинская сестра отделения урологии ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН
shift-design@mail.ru

Работа врача не была бы оценена по достоинству, не имей он квалифицированного напарника, продолжателя его дела, умеющего действовать автономно в рамках своей компетенции. Сегодня можно с уверенностью сказать, что медицинская сестра переросла данное ей прежде определение «помощник врача, выполняющий сделанные назначения». В настоящее время это самостоятельный специалист и незаменимое звено в оказании пациенту всесторонней медицинской помощи.

Мы планируем открыть в нашей газете рубрику для урологических медсестер, где будут освещены организационные и профессиональные аспекты их работы. Большинство материалов будет носить обучающий характер. Весь опубликованный материал, расширенный и дополненный, к концу 2011 г. планируется объединить и выпустить справочник урологической сестры.

О буднях урологической медсестры мы попросили рассказать Анну Романовну Елистратову, старшую медсестру онкоурологического отделения ГУ РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН (выпускницу факультета Высшего сестринского образования).

— Какова специфика работы медсестры?

Работа любого отделения заключается в интенсивной и слаженной работе всего персонала врачей, медсестер, санитарок. Медсестра контактирует с пациентом в первую очередь, оперативно решает важнейшие вопросы диагностики, получения необходимой медицинской информации, участвует в проведении экстренных медицинских манипуляций. Это невозможно без детального понимания сути неотложного состояния и происходящих в организме патологических процессов. При этом необходимо проявить максимум внимания к пациенту и его окружению быть тактичной, следить за своей речью, сопереживать, т. е. соблюдать принципы медицинской деонтологии.

— Существуют ли общественные организации медсестер, в том числе урологических? Ассоциации, профсоюзы? Что Вы знаете об их работе?

О существовании ассоциаций урологических медицинских сестер мне ничего не известно.

А вот Ассоциация медсестер России функционирует с 1992 г. Они ежегодно проводят конференции и семинары, выпускают методическую литературу. После участия в семинарах медсестра может получить сертификат об их прохождении.

— Есть ли профессиональная литература для медсестер журналы, газеты, Интернет-ресурсы?

Да, есть журнал «Медицинская сестра», регулярно выпускаемый с 2005 г. В издании представлена полная информация по основным направлениям деятельности и организации работы сестринского персонала, о методах ухода за больными, нормативно-правовом обеспечении.

— Расскажите, пожалуйста, в чем заключается работа медицинской сестры урологического отделения?

Читайте также:  Голованова Вероника Анатольевна - гинеколог

Лечение урологических и онкоурологических больных сложная и многоступенчатая задача, для решения которой используются все методы воздействия на заболевание это и хирургические операции, и лучевое, и лекарственное лечение. На первом месте в урологии, конечно, стоит оперативное лечение это все 5 операционных дней в неделю. И именно здесь необходима профессиональная помощь урологической медсестры, которая включает:

  • подготовку больных к операции (информирование о режиме питания до и после операции, очистительная клизма накануне операции, премедикация, личная беседа с пациентом);
  • уход за послеоперационными больными (внутривенное и внутримышечное введение лекарственных средств, измерение артериального давления, температуры, промывание послеоперационных дренажей, введение и последующая обработка внутривенного катетера, ассистирование при постановке подключичного катетера и его обработка, перевязка послеоперационной раны, взятие мочи «на посев» при строгом соблюдении правил асептики);
  • обработка инструментария;
  • ассистирование при цистоскопических исследованиях мочевого пузыря, уретроскопии, уретропиелоскопиях, катетеризации мочевого пузыря, трансуретральных резекциях мочевого пузыря и предстательной железы, установка и снятие мочеточниковых стентов, катетеризации мочеточников;
  • оформление документации (журналы передачи дежурств, учета сильнодействующих лекарственных препаратов и проч.).

Конечно, это далеко не все обязанности урологической медсестры.

— Требуется ли дополнительная профессиональная подготовка и обучение медсестры для работы в урологическом отделении и урологическом кабинете?

Специальная подготовка для работы медицинской сестры в урологии не требуется. К профессиональной деятельности допускаются лица, получившие медицинское образование по специальности «Сестринское дело» и имеющие сертификат по специальности «Сестринское дело». Специализация по урологии происходит на рабочем месте посредством наставничества более опытных коллег.

Где и как долго осуществляется подготовка среднего медперсонала? Как Вы оцениваете уровень подготовки молодых медсестер?

Подготовка среднего медперсонала осуществляется в профессиональных медицинских колледжах, сроки обучения составляют около 2 лет. В колледжах проводится и 2-недельная сертификация, по окончании которой обучаемые экзаменуются и получают сертификат сроком действия 5 лет. По поводу подготовки медсестер, замечу, что главное это базовый уровень теоретических знаний, а опыт приходит с практикой. И, конечно, хорошая медсестра должна постоянно учиться и не останавливаться на уже достигнутом. Это залог успеха в любой профессии.

— Где осуществляется подтверждение квалификации медсестер, получение категории? Как часто это необходимо делать? Какие документы должна предоставить медсестра при приеме на работу?

Квалификационный сертификат подтверждается в медицинских колледжах, где читаются лекции и проводятся занятия, а затем сдается экзамен по дисциплинам. Подтверждать квалификацию и получать право на работу в медицинском учреждении медсестра должна каждые 5 лет. Первая квалификационная категория может быть присвоена медицинской сестре после 2-3-летнего стажа работы, зато остальные вторая и высшая с приобретением большего опыта работы.

Медсестра должна представить следующие документы:

    трудовая книжка (выписка, заверенная копия);

  • диплом о получении среднего специального образования;
  • характеристика с места работы (выдается заведующим отделением);
  • отчет о проделанной работе (при наличии определенного стажа работы).
  • — Может ли медсестра получить высшее образование и что оно дает в повседневной работе?

    В связи с появившимися в последние годы высокими требованиями к среднему персоналу встал вопрос о получении медсестрами высшего образования. С этой целью был создан ФВСО факультет высшего сестринского образования, целью которого является формирование квалифицированных сестринских кадров, обладающих профессиональной компетенцией в области управленческой и психологопедагогической деятельности. В настоящее время в формате ФВСО ведется подготовка по трем специальностям «Сестринское дело» (квалификация «Менеджер»), «Клиническая психология» (квалификация «Психолог. Клинический психолог. Преподаватель психологии») и «Социальная работа» (квалификация «Специалист социальной работы»). Срок обучения 5 лет.

    После окончания ФВСО у медсестры появляется возможность карьерного роста и перспектива принять на себя руководство сестринским персоналом в качестве старшей или главной медицинской сестры. Образование предоставляет также право преподавания в медицинских колледжах. В повседневной работе высшее образование увеличивает профессиональную компетенцию.

    — Как, на Ваш взгляд, могут помочь врачи в повышении уровня знаний медсестер?

    Приведу в пример наше отделение. Ежемесячно врачи проводят семинары, где доводят до сведения среднего медперсонала новшества в хирургическом и консервативном лечении пациентов (ход операции, последствия, новые препараты, особенности их введения, возможные побочные реакции, врачебные назначения и их целесообразность). Эти занятия запланированы и очень помогают повышению уровня знаний как у вновь пришедших, так и у медсестер со стажем работы в урологическом отделении. На мой взгляд, этот пример достоин подражания.

    — Какими качествами должна обладать современная медсестра?

    В целом, все качества можно подразделить на профессиональные и человеческие. Из профессиональных можно выделить дисциплинированность и обучаемость, а необходимые при нашей работе человеческие качества это качества, присушие любой женщине милосердие, сострадание, отзывчивость, мягкость.

    — Что бы Вы пожелали своим коллегам-медсестрам?

    Я от души желаю своим коллегам, чтобы они чувствовали востребованность на работе, и, спустя много лет на вопрос: «Не разочаровались ли вы с годами в выбранной профессии?», они могли убедительно ответить: «Нет»! ЕШ

    Беседовала
    Евгения Нагайцева

    Ссылка на основную публикацию
    Тесты на антитела 10 ключевых вопросов — Здоровье
    Что такое антитела в крови — разновидности и показания к проведению анализа, норма и причины отклонений Лабораторные тесты необходимы для...
    Температура без симптомов болезни причины, способы лечения
    Температура без признаков простуды – серьезный повод для беспокойства Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность...
    Температура воды для клизмы правила и исключения
    Как делать клизму О свобождение и очищение человеческого организма от вредоносных шлаков, пагубных токсинов и прочих неполезных компонентов можно осуществлять...
    Тесты на беременность Clearblue PLUS — «Художник, что рисует плюс
    / Слабый плюс на тесте на беременность.md Слабый плюс на тесте на беременность Сегодня днем сделала три теста на беременность....
    Adblock detector