Текст клятвы Гиппократа (с комментариями)

Медицинская этика Гиппократа. Клятва Гиппократа и её дальнейшие модификации.

Следующим этапом развития медицинской этики рабовладельческого общества является медицина Гиппократа. В этот период в Греции широко изучались философские вопросы этики и морали.

Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде, как семейная традиция, из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые на ионийском диалекте древнегреческого языка в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н.э.

Величайший врач древности Гиппократ первым попытался систематизировать правила медицинской этики на основании опыта медицины. В своей знаменитой «Клятве», в книгах «О враче» и «О благоприятном поведении», «Об искусстве», в «Афоризмах», написанных около двух с половиной тысяч лет назад, он создал кодекс моральных норм, обязательных для тех, кто на всю жизнь избрал врачевание своей профессией. Под влиянием идей Гиппократа в Древней Греции исключительное внимание уделялось нравственному облику врача. Нормы поведения врача были сформулированы в соответствии с существующими в тот период знаниями о человеке и его здоровье. Гиппократ рекомендовал направить на излечение больного усилия не только врача, но и всех окружающих: «Не только сам врач должен употребить в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Ни в одном трактате Гиппократа не говорилось о различии между свободными и рабами, за всеми признавались одинаковые права на внимание, заботу и уважение со стороны врача. Чтобы оценить гиппократовский гуманизм, следует отметить, что такие великие мыслители Древней Греции, как Платон и Аристотель, жившие после Гиппократа, еще считали раба «говорящим одушевленным орудием» и отказывали ему в праве называться человеком.

Гуманизм медицины Гиппократа заключается в том, что она самоотверженно служила каждому больному, независимо от его социального положения. Гиппократ создал свод законов для многих поколений врачей, и они достойно несут сквозь века факел истинного гуманизма, зажженный великим мыслителем. Обычно к концу срока обучения Гиппократ, обращаясь к своим ученикам с напутствием, говорил о том, что настоящий врач должен быть добрым, справедливым, человеколюбивым и бескорыстным, что он обязан помнить о внешнем приличии, быть скромным в одежде и поведении. Затем ученики произносили слова клятвы, величайшего памятника врачебной этики, ставшей впоследствии известной как «Клятва Гиппократа»:

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего низменного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении – а так же и без лечения – я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует корда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

· обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

· принцип непричинения вреда;

· обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

· принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;

· обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

· обязательство личного совершенствования;

· врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Гиппократ, создавая клятву, однако, преследовал и свои меркантильные интересы — чтобы его ученики делились с ним заработанным. Он первым начал брать деньги за обучение, чем очень удивил своих современников ( до этого медицине обучали сыновей или за «службу» при храме). Ему же принадлежит высказывание: » Приступая к лечению больного, врач должен договориться о сумме вознаграждения — это дает больному надежду на выздоровление. Ибо бесплатно лечатся только безнадежные больные«. Нельзя не упомянуть, что некоторые рекомендации Гиппократа противоречат благородным принципам «Клятвы». Говоря о тактике лечения неизлечимых болезней, он не советует врачам их лечить, чтобы не потерять практику. По его мнению, «медицина не должна протягивать руку к тем, кто уже побежден болезнью» и т. д.

Тем не менее, с именем Гиппократа связано представление о высоком нравственном облике и образце этического поведения врача. Многие положения «Клятвы Гиппократа» не потеряли значения до наших дней.

Читайте также:  Обзор мальабсорбции (Overview of Malabsorption) - Заболевания желудочно-кишечного тракта - Справочни

В работах Гиппократа много внимания уделено нормам взаимоотношений между врачами. Если врач затрудняется в диагнозе или лечении, он обязан посоветоваться со своими коллегами. «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного и не видя ясно по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного и которые посодействовали бы ему найти помощь… Врачи, вместе осматривающие больного, не должны ссориться между собой и высмеивать друг друга, ибо я с клятвою заверяю, что никогда суждение одного врача не должно возбуждать зависть другого, это значило бы показывать свою слабость».

Какое значение придавали во времена Гиппократа нравственному облику врача, свидетельствует тот факт, что книга «О враче», предназначенная для начинающих врачей, открывается разделом, в котором рассказывается, каким должен быть врач, его кабинет, о том, что в кабинете все должно быть приспособлено для пользы больного. Кроме того, что врач должен иметь хороший внешний вид, хорошую одежду, быть благоразумным, он должен быть «по своему нраву человеком прекрасным и добрым и, как таковой, значительным и человеколюбивым»…«Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больными немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам»….

Даже для современного врача интересно описание Гиппократом врачебного кабинета, интересно потому, что с точки зрения Гиппократа все в кабинете должно быть подчинено пользе больного. Он пишет об удобстве места, степени яркости света (чтобы «не расстроил слабые глаза»), о высоте стульев для больных, о воде для питья, о чистых и мягких вещах для вытирания ран, глаз и т. д.

В своих трудах Гиппократ формирует главное деонтологическое правило:

Клятва Гиппократа

В наши дни когда интернет просто пестрит всякого рода информацией по симптоматике, диагностике и советами по лечению того или иного вида заболеваний, я — решив завести свой небольшой блог, не смог посчитать по иному, что первым постом должен быть именно пост о клятве Гиппократа. Ведь заканчивая мед.вуз будущие врачи дают именно ее — клятву. Обещая служить, быть полезным и главное, не навредить.

Далее полная версия самой клятвы Гиппократа на русском языке и в современном ее варианте, текст клятвы врача Российской Федерации.

Клятва Гиппократа — текст на русском языке

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Чтобы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

В наше время «присягу врача Советского Союза», утвержденную в 1971, сменил принятый Государственной думой Российской федерации в 1999 новый вариант «Клятвы врача», которую дают выпускники медицинских вузов при получении диплома.

Клятва врача Российской федерации

«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

  • Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.»

Правило гиппократа

Нынешнее состояние общества и его здравоохранения характеризуется словом «противостояние». В нём для усиления своей позиции каждая сторона умудряется использовать различные легенды и мифы. Забавно, что с обеих сторон стал популярен один и тот же миф: о Клятве Гиппократа (КГ), которую, якобы, дают медики в России. Уже неоднократно звучали трезвые голоса, возвращающие буйных фантазёров в реальную жизнь: ни о какой КГ при выпуске врачей из ВУЗов речь не идёт. Но ради острого словца и выгодной пафосности некоторые представители медицинской корпорации (зачастую высокопоставленные), а чаще – публика и СМИ, ничтоже сумняшеся заявляют об обязательности норм упомянутой клятвы для современных эскулапов.
Что уже не забавно: в «хоре» нередко звучат голоса представителей юридических школ нашей страны, юристов со званиями, вносящими в головы своих молодых собратьев по профессии смуту тем более великую, чем значимее их должности и публичный авторитет. Любопытствующие могут сами найти такие выступления на просторах интернета. Будучи «прижатыми к стенке» простейшими аргументами, доказывающими, что КГ никогда в России и других странах врачами не давалась, проповедующие её современные поклонники Фемиды и Асклепия, как правило, «дают отступного», отходя на заранее подготовленные позиции, заявляя, что они имели в виду Клятву врача.
Такой подход наглядно отражает текст в Википедии, утверждающий: «В разговорной речи [КГ] используется как синоним для законодательно утверждённых вариаций «клятвы врача», произносимой при получении документа о высшем медицинском образовании.» Всё это вынуждает вновь обратиться к пресловутой клятве и особенно – к вопросам её взаимосвязи с современной Клятвой врача России (КВ).

Читайте также:  10 лучших средств от гуляния кошек - рейтинг 2021

Клятва, присяга и ответственность

Не затрагивая хитросплетения зарубежного применения КГ, где она никогда не фигурировала как основной этический документ врача, необходимо напомнить, что в нашей стране эквивалент КВ появился совсем недавно – в 1971 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР (№ 1364-VIII от 26.03.1971 г.) была утверждена Присяга врача СССР. До этого момента в СССР практиковалось иногда произношение факультетского обещания врача, не имевшего единой формы в различных ВУЗах, необязательное и пришедшее из дореволюционной России.
После распада СССР в 1994 г. появилась Клятва российского врача, в 1999 г. её сменила КВ. В 2011 г., с момента введение в действие Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья населения Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), её текст установлен в статье 71. Применительно к любой из упомянутых клятв мы не найдём официальных утверждений, что их прототипом явилась КГ. В лучшем случае подразумевается, что некие её основополагающие принципы учтены.
Немаловажно, что относительно всего творческого наследия Гиппократа в кругах специалистов-историков существуют большие сомнения об их «авторской принадлежности». Данная историческая неопределённость даже получила специальный термин – «Гиппократов вопрос». Ж. Жак (1997 г.) утверждает: «Между реальной жизнью Гиппократа и этим обширным и богатым творчеством остается пропасть». В такой ситуации научная фундаментальность КГ становится вровень с объективностью текстов «Мифов древней Греции» и «Библии».
Сегодня в мире основным источником изучения гиппократовых текстов является десятитомный труд Эмиля Литтре на французском языке, вобравший в себя переводы с ионического диалекта греческого языка всех ранее обнаруженных археологами источников текстов, имеющих якобы отношение к Гиппократу. Сохранилось около шестидесяти медицинских трудов, приписываемых Гиппократу. Это собрание медицинских трактатов, поэтому его называют «Гиппократовым сборником» или «Гиппократовым корпусом».
Определённость в назначении текста КГ исчерпывается формулировкой Ж. Жак: «. вероятно, произносилась в медицинской школе учениками, которые были связаны договором и получали образование за плату… основным предназначением клятвы было охранять интересы и привилегии семьи, дающей знания». Клятва смогла родиться и существовать в весьма специфических общественных условиях древней Греции, когда «…любой мог устроить себе медицинский кабинет. Это была воистину либеральная медицина. Она в корне отличалась от приравненной к государственной службе медицины Египта. И тогда как египетские врачи подлежали уголовной ответственности вплоть до смертной казни за ошибки в лечении, врачи в греческих городах не подвергались никакому наказанию, кроме потери репутации» (Жак. Ж, 1997). В принципе, уже данный факт не позволяет применять КГ в современном российском обществе, руководствующемся гораздо позднее сформировавшимися принципами римского права, трансформированными в современные юридические оценки деятельности врачей. Клятву можно рассматривать исключительно в общественно-политическом историческом контексте той эпохи без переноса её положений в наше время.

«Не клянись вовсе»

Перед тем, как проецировать КГ на нашу современность и утверждать, что она является «синонимом законодательно утверждённой КВ», необходимо доказать сходство заложенных в них идей и принципов медицинской деятельности. Для этого проведем сопоставление текстов КГ и текста КВ, установленного статьёй 71 ФЗ № 323. Учитывая «первородство» КГ будем пытаться отыскать современные аналоги её смысловым разделам.
В КГ можно насчитать 13 смысловых положений. Из них в КВ можно найти 6 подобий, в числе которых одно — «факт клятвы» — является теологически и философски спорным. Это обусловлено тем, что клятвоприношение не приветствуется в Евангелии, где говорится: «А Я говорю вам: не клянись вовсе — ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф. 5, 33-37). Ещё в XVIII веке немецкий просветитель Лихтенберг утверждал: «Давать обет – больший грех, чем его нарушать».
Два положения КВ являются полными новеллами по отношению к КГ. В сумме с 13 положениями КГ всего получается 15 тезисов. Без учёта спорного «факта клятвы», из числа полученных 15 только 5 понятий содержатся в обоих текстах.

«Клятва Гиппократа» (КГ)
Клятва врача РФ (КВ)
«Считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора». «Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту».
«Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство». «Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека».
«Я направлю режим больных к их выгоде. воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». «Быть. готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
«Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». «Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии».
«Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». «Хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту».

Читайте также:  Тетурам - отзывы принимавших без ведома больного, инструкция по применению и состав

Следовательно, тексты совпадают только на 33,3% (на ⅓). Соответственно — различаются на ⅔ содержания.
Кроме того, обратим внимание собственно на спорное «наследие» Гиппократа. В КГ обязательства учителей перед учениками и наоборот – учеников перед учителями — не касаются каких-либо обязательств перед коллегами, которые описаны в КВ. В КГ формулируется отказ от проведения абортов, с чем вряд ли согласятся современные женщины. КГ проповедует отказ от «сечения при каменной болезни». Мы сегодня с трудом представим себе аналог этой болезни. Возможно, это желчекаменная или мочекаменная болезнь? Неужели при необходимости хирургического лечения этой патологии современный врач должен следовать заветам КГ и отказать в помощи больному? Отказ от интимных связей с пациентами — следующий странный тезис КГ в силу спорности его актуальности для нынешних условий жизни общества, в котором не наблюдается одержимого и массового стремления врачей к реализации своей личной жизни за счёт беззащитных больных. Далее, в КГ вообще нет никаких наставлений по поводу непрерывного личного совершенствования или образования. Тезис «клянусь учиться всю жизнь!» предложили внести в Клятву Гиппократа только в 1967 г., в Париже, на II деонтологическом съезде.
Будь готов! Всегда готов?

Ещё более существенным фактом являются «забытые» в КВ положения, записанные в КГ. В первую очередь, это принцип вспомогательной функции врача, закреплённый фразой «я направлю режим больных к их выгоде», подчёркивающей рекомендательный характер назначений, которые могут приниматься или отвергаться самим больным. Современная КВ не акцентирует на это внимание. Сегодня «забыт» также принцип ограничения сил врача и принцип свободы воли врача, когда направление режима больных происходит «сообразно с моими силами и разумением». На основании КВ складывается впечатление, что современный врач, в отличие от своего древнегреческого коллеги, всесилен и руководствуется не своим разумением, а… порядками, стандартами и клиническими рекомендациями.
Более того, принципы ограничения силы и свободы воли врача в современной КВ (ст. 71 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ) категорически и показательно перечёркнуты фразой: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: быть всегда готовым оказать медицинскую помощь». Любопытно было бы узнать у авторов этого текста: каким образом они представляют себе такого врача, который «всегда готов» оказать помощь страждущим, несмотря на усталость, собственную болезнь, недоедание, недосыпание и проч.? Это, вероятно, не человек, это — ангел! Но, как говорил один из персонажей фильма «Свадьба в Малиновке»: «А ежели ты Ангел, что же ты живёшь промеж людей?». Главное, что такому «ангелу» зарплату платить необязательно. При этом современная российская судебная практика по рассмотрению дел о ненадлежащем оказании медицинской помощи гражданам принимает текст КВ как полноценный публичный договор врача с обществом, положения которого обязательны к выполнению. Нарушение требований КВ считаются основанием для обвинительного судебного решения.
Подобное обязательство врача, закрепленное в КВ, прокладывает прямой путь к преступлениям, подпадающим под действие ч. 2 ст. 28 «Невиновное причинение вреда» Уголовно-го Кодекса РФ: «Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам». Врач, измотанный постоянной готовностью (работой), причинивший в таком состоянии вред больному, может утешиться тем, что имеет шанс избежать уголовного наказания в связи с «невиновным причинением вреда». Будет ли от этого принципиально легче пострадавшему? Вопрос риторический.
Вместе с этим, возложение на врача обязанности постоянной готовности в виде публичного договора, выраженного путём принятия КВ, вполне подпадает под определение кабальной сделки, описанной в ч. 3 ст. 179 Гражданского кодекса РФ. Признаками кабальной сделки являются: человек заключает ее в такой жизненной ситуации, которая идет вразрез с его интересами; гражданское лицо осознает невыгодность условий сделки; при подписании не применяются физическое насилие или обман; другой участник кабальной сделки воспользовался безвыходным положением потерпевшего лица с корыстной для себя целью.
Таким образом, об идентичности рассматриваемых клятв речи быть не может. На основании приведенных фактов можно сделать следующие выводы:
1. Клятва Гиппократа возникла как элемент развития медицинской науки в Древней Греции и имела историческое прогрессивное значение.
2. Положения Клятвы Гиппократа являются корректными только для соответствующих исторических социально-экономических условий.
3. Совпадение смысловых положений, изложенных в Клятве Гиппократа и Клятве врача РФ, составляет около 30%.
4. Существуют принципиальные различия ряда смысловых положений Клятвы Гиппократа и Клятвы врача РФ.
5. Клятва Гиппократа не может считаться синонимом Клятвы врача РФ и не должна употребляться для обозначения современного перечня морально-этических принципов врачевания

Ссылка на основную публикацию
Таблетки от укачивания и другие способы путешествовать приятно – Так Удобно!
Препарат для профилактики и лечения морской болезни, укачивание в авиа- и автомобильном транспорте ООО "НПФ Материа Медика Холдинг" Авиа-Море -...
Таблетки Адвокард инструкция к препарату, отзывы, состав и описание
Адвокард: инструкция по применению, отзывы, цена Латинское название: Advocard Код АТХ: Магладен, молсидомин, фолиевая кислота Производитель: «Фармацевтическая фирма «ФарКоС», УкраинаООО...
Таблетки Буспирон цена в России, где купить, отзывы, инструкция по применению
Буспирон - Buspirone AU :S4 (только по рецепту) CA : только ℞ Великобритания :POM (только по рецепту) США :только ℞...
Таблетки от цистита – обзор лучших лекарств и препаратов от цистита у женщин и мужчин
Таблетки при цистите у женщин список Принцип действия Каждая таблетка Cyto forte: препятствует прикреплению бактерий к клеткам уротелия; деформирует клетки...
Adblock detector