Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера, Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга, М

Чувство неполноценности по А.Адлеру

Альфред Адлер начал свою практику в качестве глазного врача, а затем в качестве основной сферы деятельности он выбрал психиатрию. В процессе работы он сталкивался с проблемой лечения неврозов и знакомился с работами З. Фрейда. В 1902 году он стал активным участником дискуссионной группы по психоанализу.

А.Адлер никогда не был учеником Фрейда и развивал собственные идеи, что (впоследствии)привело к разногласию между ними. Их взгляды относительно развития личности сильно различались. Адлер считал, что центральное место в развитии личности занимают не сексуальные влечения, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект [3].

Разница во мнениях привела к тому, что в 1911 году Адлер решил сложить с себя полномочия президента Венского психоаналитического общества и разорвал все связи с Фрейдом.

Чувство неполноценности & стремление к превосходству

Чувство неполноценности — это ощущение человеком своей слабости, несостоятельности. Адлер считал, что чувство неполноценности возникает в детстве. Ребенок начинает испытывать его от того, что длительное время находится в полной зависимости от своих родителей. Это приводит к возникновению чувства собственной слабости, неполноценности по сравнению с сильными и независимыми родителями. При этом, данное чувство является вполне естественным и не должно восприниматься негативно. Скорее даже наоборот, данное чувство часто вызывает ответную реакцию, стимулирующую амбиции и стремление к превосходству.

Стремление к превосходству является главной движущей силой общества. Благодаря этому стремлению человек способен развиваться. Таким образом, чувство неполноценности и стремление к превосходству могут дополнять друг друга. Ведь вероятно, без осознания чувства неполноценности у человека и не возникнет желание преодолеть его и достичь успеха.

Комплекс неполноценности & комплекс превосходства

Чувство неполноценности может стать слишком сильным и преобразоваться в комплекс. Он проявляется в стойкой убежденности человека в том, что он во многом хуже других и у него имеются серьезные недостатки, которые делают его действительно неполноценным.

По мнению А.Адлера детей, у которых наиболее ярко проявляется чувство неполноценности, которое впоследствии может стать комплексом неполноценности, можно разделить на три категории. «Это дети, рожденные со слабыми или несовершенными органами; дети, к которым относились сурово и без любви, и, наконец, слишком избалованные дети» [1].

В первом случае, дети, рожденные с явными физическими недостатками, часто страдают чувством психологической неполноценности. Дети, обделенные заботой и любовью, также становятся неуверенными в себе, из-за мысли о том, что их никогда не будут любить и ценить. Но и те, которых любят, но слишком балуют в детстве, тоже часто подвержены этому комплексу. Это происходит из-за чрезмерной опеки и заботы, они зачастую боятся что-либо делать самостоятельно, что формирует у них чувство неуверенности в собственных силах.

Несмотря на то, что вышеуказанные случаи часто приводят к возникновению комплекса неполноценности, они не являются обязательным условием его появления.

Подведение итогов

Если чувство неполноценности слишком возрастет, то это может привести к развитию комплекса. Так, человек начинает преувеличивать чувство своей слабости и у него закрепляются мысли о собственной ущербности. Это чувство приводит к тому, что человек становится неуверенным в своих способностях и считает, что совершенно ни на что не годен. В иных случаях у человека возникает комплекс превосходства, в результате чего, человек начинает безосновательно преувеличивать свои способности и умения. Такой человек становится высокомерным и эгоцентричным.

Таким образом, комплекс неполноценности может являться отрицательным проявлением чрезмерного чувства неполноценности, которое само по себе вполне нейтрально и естественно. Оно способствует личностному развитию человека, побуждает к тому, чтобы совершенствоваться, становиться лучше, достигать поставленных целей и реализовать свой внутренний потенциал. Однако сам комплекс неполноценности не является нормальным явлением. Если человек ощущает определенный дискомфорт, в связи с ним, то следует всерьез задуматься о том, чтобы начать работу над устранением комплекса.

Литература:
  • 1. А.Адлер. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ, А. А. Валеева и Р. А. Валеевой. (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д, изд-во «Феникс», 1998.
  • 2. Гуревич, П. С. Психоанализ. Современная глубинная психология : учебник для магистров / П. С. Гуревич. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013.
  • 3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

Автор: Закирова Ляйсан, студентка

Редактор: Бибикова Анна Александровна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Преодолевший неполноценность

Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 г. в Пенциге, предместье Вены, в семье еврейского торговца среднего достатка. В детстве он болел многими серьезными болезнями, в том числе — рахитом, из-за которого лишь в возрасте 4 лет сделал свои первые шаги. Еще нетвердо стоя на ногах, он несколько раз попадал в уличные аварии, оказываясь на волосок от смерти. Не будет преувеличением сказать, что смерть буквально витала над его колыбелью. Его младший брат умер в их общей постели, когда Альфреду едва исполнилось 3 года. В 5 лет, только что оправившись от рахита, Альфред заболел тяжелейшей пневмонией. Семейный врач счел этот случай безнадежным. Однако нашелся другой доктор, который сумел спасти мальчика. Выздоровев. Альфред принял твердое решение стать врачом.

Несмотря на слабое здоровье Альфред рос жизнерадостным и общительным ребенком, очень любил играть с соседскими детьми. Не будучи способен заниматься спортом вместе со сверстниками, он проводил много времени за чтением классики. Впоследствии умение сходу процитировать библию или греческую трагедию, Шекспира или Канта, а также блестящие ораторские способности сделали его центром внимания среди завсегдатаев известных венских кофеен. Общительный характер и чувство юмора способствовали его популярности.

Читайте также:  Анальные бахромки – симптомы, лечение, фото

Вероятно, именно в его детском опыте лежат истоки таких существенных аспектов его психологической теории, как признание важности общественного интереса и идея компенсации органической неполноценности.

В детстве свой интерес к наукам о жизни Адлер удовлетворял разведением цветов и голубей. В возрасте 18 лет он поступил в Венский университет, чтобы изучать медицину.

Тогда же обозначились его политические пристрастия. Адлер глубоко интересовался социализмом, участвовал во многих политических митингах. На одном из них он встретил свою будущую жену — Раису Эпштейн, студентку из России.

Адлеру было присуще глубокое гражданское чувство. Особо его волновали нечеловеческие условия жизни и труда венских рабочих. Его памфлет и лекции о состоянии здоровья швейников до такой степени всколыхнули общественное мнение, что даже побудили власти провести некоторые реформы социального обеспечения.

В 1895 г. Адлер получил медицинскую степень. Частную практику он начал сначала в области офтальмологии, что было в значительной мере обусловлено его обостренным вниманием к факту распространенности глазных болезней среди рабочих. Позднее он переориентировался на общую медицину, а под влиянием лекций Р.Крафт-Эбинга, президента Венского неврологического общества, заинтересовался неврологией в надежде объединить свои общественные интересы и медицинские знания.

Свою теоретическую работу Адлер начал еще до того, как встретил Фрейда. К моменту этой встречи он имел уже несколько публикаций по вопросам социальной медицины и образования. В начале века идеи Фрейда еще не приобрели широкой популярности, но уже встречали критическое отношение и негативные оценки. Адлер был едва ли не единственным, кто публично выступил в защиту взглядов Фрейда, за что удостоился расположения со стороны основателя психоанализа, а также приглашения принять участие в одной из дискуссионных сред — собрании узкого круга аналитиков, послужившем основой Венского психоаналитического общества.

В 1902 г. в возрасте 32 лет Адлер вошел в круг ближайших сподвижников Фрейда. Он был наиболее активным членом этой группы и пользовался большим уважением Фрейда, который, тем не менее, испытывал некоторые подозрения в связи с его обостренным честолюбием. Сам Адлер никогда не считал себя фрейдистом, полагая, что присоединился к Венской группе как равный. Это противоречит утверждению, содержащемуся в большинстве учебников психологии, о том, что Адлер был учеником Фрейда. С самого начала сотрудничества он исповедовал собственные взгляды, которые нашли отражение в его работе “О неполноценности органов” (1907).

В этой книге Адлер попытался объяснить, почему болезнь по-разному действует на людей. По его мнению, у каждого индивидуума одни органы несколько слабее других, что создает предрасположенность к заболеваниям именно этих органов. Вместе с тем он отмечал, что люди стремятся компенсировать эту слабость и в результате упражнений слабый орган может получить значительное развитие. Понятия компенсации и сверхкомпенсации стали центральными в теории Адлера.

“Почти у всех выдающихся людей, — писал он, — мы находим какое-либо несовершенство органов; создается впечатление, что они встретили значительное препятствие в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”.

Исследование неполноценности органов Адлер дополнил изучением психологического чувства неполноценности. Первоначально его внимание привлекали дети, страдавшие какими-либо физическими дефектами. Потом он распространил свои представления на всех детей, в том числе и здоровых. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их малого роста и недостатка сил. Сильное чувство неполноценности или “комплекс неполноценности” (это понятие введено Адлером) может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности может побудить индивидуума к конструктивным усилиям и достижениям. “Он [ребенок] в раннем возрасте обнаруживает, что есть другие человеческие существа, которые способны удовлетворять свои потребности более полно, лучше подготовлены к жизни… Он научается переоценивать размеры и рост, дающие возможность открыть дверь, передвинуть тяжелую вещь или право отдавать приказания и требовать подчинения им. В душе возникает желание расти, стать таким же сильным или даже сильнее других”, — писал Адлер. И далее: “Чувства неполноценности сами по себе не являются ненормальными. Они — причина всех улучшений в положении человечества”.

Согласно Адлеру, основным фактором развития личности следует считать наличие конфликта между комплексом неполноценности и порожденным им стремлением к превосходству. Последнее проявляется уже в первые 4-5 лет жизни ребенка в виде “цели победы”, которая направляет его помыслы и действия, создает определенный “стиль жизни”. Цель победы может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает заинтересованность в благополучии других, то развивается в конструктивном направлении. Однако некоторые люди пытаются достичь ощущения превосходства посредством господства над другими, а не становясь более полезными другим. По мнению Адлера, борьба за личное превосходство — невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.

Очевидно, что такая трактовка развития личности, а также патологических отклонений в этом развитии далеко отстоит от теоретических представлений Фрейда. Сам Фрейд, в целом положительно оценив книгу “О неполноценности органов”, не смог скрыть настороженности в связи с таким теоретическим расхождением. А это расхождение становилось все глубже. Адлер фактически игнорировал представления Фрейда о сексуальных механизмах психической жизни. Центральное понятие фрейдизма — Эдипов комплекс — он предлагал рассматривать не как стремление мальчика иметь сексуальные отношения с матерью, а как символическую борьбу. Чувствуя себя слабым и беззащитным, мальчик использует механизм сверхкомпенсации, чтобы добиться превосходства над отцом и подчинить себе мать. Позднее Адлер даже заявил, что “так называемый Эдипов комплекс — это не фундаментальное явление, а просто порочный и неестественный результат чрезмерного материнского баловства”.

Стремясь сохранить хорошие отношения, Фрейд поначалу проявлял к Адлеру знаки повышенной благосклонности. В 1910 г. он предложил его на пост первого президента Венского психоаналитического общества. Однако к 1911 г. теоретические расхождения достигли степени, неприемлемой для Фрейда. На заседании психоаналитического общества Адлеру было предложено покинуть его ряды. Он с готовностью сложил с себя полномочия президента. Вместе с ним общество покинули еще девять членов, образовавшие собственное “Общество свободного психоанализа”. Самим названием они подчеркнули презрение к замкнутому и изолированному, по их мнению, кружку Фрейда.

Читайте также:  Инфекция в области хирургического вмешательства

Горько переживая этот разрыв, Фрейд тем не менее расценивал его как научную победу. В своем письме К.Юнгу от 12 октября 1911 г. он писал: “…Усталый после борьбы и победы, сообщаю Вам, что вчера я заставил всю банду Адлера выйти из Общества”. Но это было лишь начало борьбы в стане аналитиков. Три года спустя последовал разрыв с Юнгом. А острые противоречия со вчерашними единомышленниками преследовали Фрейда до конца жизни.

А “банда Адлера” превратилась в Ассоциацию индивидуальной психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе. Практические интересы Адлера сместились в сферу педагогических проблем. В 1919 г. он основал в Вене психопедиатрический центр и стал читать лекции в Педагогическом институте. Он был, вероятно, первым психиатром, применившим принципы психогигиены в школе. Мечтой Адлера было создать настоящее содружество единомышленников — педагогов, родителей и медиков, которые бы работали совместно для того, чтобы способствовать развитию мужества и социальной ответственности у детей и подростков. К 1927 г. в Вене насчитывалось 22 психопедиатрических центра и еще 20 — в других европейских странах. В 1931 г. была основана Экспериментальная школа индивидуальной психологии. Это была средняя школа для мальчиков 10-14 лет, где широко применялись психологические и педагогические принципы Адлера.

В 1928 г. Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой Школе Социальных Исследований в Нью-Йорке. Через год он снова вернулся туда с курсом лекций. А в 1932 г. окончательно переехал в США в связи с опасностью нацизма. Умер Альфред Адлер 28 марта 1937 г. в шотландском городе Абердине во время лекционного турне по Европе.

А.Адлер и его концепция комплекса неполноценности

Главная > Реферат >Философия

Федеральное агентство по образованию

Кафедра философии


Реферат

А.Адлер и его концепция комплекса неполноценности

Выполнила: Чупрунова Дарья Владимировна, студентка гр. 5П-2

Проверил: Зайко Александр Владимирович,

доцент, канд. филос. наук.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Глава 1. Биография Альфреда Адлера………………………………….……. 4

Глава 2. Неполноценность и комплекс неполноценности……………..……..6

2.1. Термин комплекса неполноценности………………………. 6

2.2. Истоки комплекса неполноценности……………………. 7

2.3Влияние комплекса неполноценности на личность человека,

на его характер и поведение . 11

2.4.Стиль жизни, как способ компенсации комплекса неполно

Список использованной литературы………………………………………….19

Альфред Адлер – австрийский ученый — подобно многим теоретикам, получившим медицинскую подготовку и практиковавшим как психиатры, свои первые теоретические разработки посвятил проблемам поведения человека. Он сформулировал основные положения теории неврозов, и лишь в 20-е годы развил свою теорию настолько, что она охватила и проблемы здоровой личности. Разработанная Адлером теория личности строится лишь на немногих базовых понятиях. По этой причине, позицию Адлера можно изложить соответственно нескольким общим заголовкам.

1) фиктивный финализм;

2) стремление к превосходству;

3) чувство неполноценности и компенсация;

4) социальный интерес;

В своем реферате я хочу рассмотреть такую проблему человеческой психологии, как комплекс неполноценности, так как она довольно часто встречается в современном обществе. Постараюсь рассмотреть ее истоки и влияние на человека на протяжении всей его жизни. Является ли врожденным этот комплекс или складывается со временем, в связи с определенным поведением людей, окружающих индивидуум и с событиями, произошедшими с ним.

Глава 1. Биография Альфреда Адлера

Альфред Адлер родился в предместье Вены 7 февраля 1870 года в семье еврейского купца среднего достатка. Хотя в детстве он болел многими серьёзными болезнями, в том числе рахитом, Адлер упорно боролся против своих физических слабостей. С этим детским опытом, по-видимому, связаны такие аспекты его теории, как подчёркивание важности общественного интереса и идея компенсации органической неполноценности.
В детстве Адлер несколько раз близко сталкивался со смертью. Его младший брат умер в их общей постели, когда ему было три года. Позже сам он дважды был на волосок от смерти во время уличных происшествий. В пять лет он заболел тяжелейшим воспалением лёгких, так что семейный доктор считал этот случай безнадёжным; его спас другой врач. Выздоровев, Адлер решил стать врачом.
В восемнадцать лет он поступил в Венский университет, чтобы изучать медицину. Он глубоко интересовался социализмом и был участником многих политических митингов. На одном из них он встретил будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, приехавшую в тот же университет.
Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. Он начал частную практику, сначала в области офтальмологии, потом – общей медицины. Благодаря растущему интересу к нервной системе, её функционированию и адаптации, область его занятий перемещалась в неврологию и психиатрию.
В 1902 году Адлер стал одним из первых членов внутреннего кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Он был наиболее активным членом группы и пользовался большим уважением .
Ещё до того, как Адлер встретил Фрейда, он начал свою теоретическую работу; к моменту этой встречи он уже публиковался в сферах социальной медицины и образования. Тем не менее, хотя Адлер никогда в действительности не принимал концепции либидо «Эдипова комплекса», он подвергся глубокому влиянию психоаналитической теории; в особенности это касается представлений о важности отношений ребёнка к матери, роли психологического развития в первые шесть лет, интерпретации невротических симптомов, анализа снов.
Хотя его взгляды на невроз уже начали сильно отличаться от фрейдовских, в 1910 году Фрейд предложил его на пост первого президента Венского психоаналитического общества.
К 1911 году теоретические расхождения стали неприемлемыми для Фрейда и многих других членов общества. Адлер отказался от президентства и оставил общество вместе с ещё девятью из 23 его членов. Он основал собственную организацию — Ассоциацию Индивидуальной Психологии, которая постепенно распространилась по всей Европе.
Адлер и его последователи много работали в области образования, особенно в обучении учителей, поскольку он полагал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто формирует умы и характеры юношества. Адлер и его помощники организовали также консультативные центры для детей в общественных школах, где дети и их родители могли получить совет. К 1930 году в одной только Вене было 30 таких центров.
Он опубликовал множество статей и монографий, а также начал уделять много времени поездкам по Европе и США. В 1928 году он читал лекции в Новой Школе Социальных Исследований в Нью-Йорке и через год снова вернулся туда с курсом лекций и клинических демонстраций. В связи с усилением нацизма Адлер покинул Вену. Он переехал в Соединённые Штаты и возглавил медицинскую психологию в Лонг-Айленском медицинском колледже в 1932 году.
Адлер умер в Шотландии в 1937 году в возрасте 67 лет во время лекционного турне по Европе.

Читайте также:  Сердечное вдавление легкого - это

Индивидуальная психология Адлера, интерес к которой несколько снизился после его смерти, снова оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности.

Глава 2. Понятие комплекс неполноценности


2.1. Термин комплекса неполноценности

Чувство неполноценности само по себе не является ненормальным. Оно — причина всех улучшений в положении человечества (А.Адлер).

Комплекс неполноценности — термин индивидуальной психологии Альфреда Адлера, вышедший из своего чисто терминологического употребления и ставший обыденным понятием в речи современных горожан.

Комплекс неполноценности — теоретическое понятие в индивидуальной психологии А. Адлера — , обозначающее “…энергетический потенциал психической активности, вызванный переживанием каждым человеком в раннем детстве ощущения собственной недостаточности . Происходит вытеснение — этого чувства — в бессознательное — и придание ему за счет этого характера постоянной ненасыщаемости, а стремление к позитивному переживания чувства компетентности стимулирует различные виды деятельности — , в которых возможен реальный или мнимый успех”. 1

В своей статье Адлер разъясняет: «Необходимо уяснить, что слово «комплекс», которое мы употребляем в отношении неполноценности и превосходства, отражает прежде всего преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству. Если мы посмотрим на вещи таким образом, это снимет кажущийся парадокс о двух противоположных тенденциях, существующих в одном индивиде, так как очевидно, что в норме стремление к превосходству и чувство неполноценности дополняют друг друга. Если мы удовлетворены нынешним положением дел, в нас не должно быть места для стремления превосходить и добиваться успеха. Поэтому, ввиду того, что так называемые комплексы развиваются из естественных чувств, они не более противоречивы, чем обычные чувства» 2 . То есть эти два свойства взаимодополняют и взаимотрицают друг друга : если ты стремишься к превосходству, то вполне возможно, что это связано лишь с твоим комплексом неполноценности.

2.2. Истоки комплекса неполноценности

Важно не то, с чем человек родился, а то, как он этим распоряжается (А.Адлер, 1964).

В самом начале карьеры, когда Адлер еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную «Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации». В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое, и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был «неполноценным» от рождения. Так, например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей.

Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы: «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа; складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности».

На ранних стадиях своей карьеры, еще занимаясь общей медициной, Адлер выдвинул идею неполноценности органа и сверхкомпенсации. В то время он пытался найти ответ на вечный вопрос: почему, когда люди заболевают или страдают от болей, больным или болезненным оказывается какой-то определенный участок тела? У одного проблемы с сердцем, у другого – с легкими, у третьего развивается артрит.

В своей монографии об органической неполноценности, вышедшей в 1907 году, Адлер предположил, что у каждого индивидуума существуют определенные слабые места – органы, особенно подверженные болезням. Он также отмечал, что «…органическая слабость может быть преодолена с помощью усердной тренировки и упражнений. Фактически слабый орган можно развить до такой степени, что он станет самой главной силой человека». 3

Вскоре после публикации монографии о неполноценности органа, Адлер расширил свои представления о неполноценности, включив в него всякое чувство, возникающею в связи с переживанием социальной или психологической несостоятельности, помимо переживаний, связанных с физической слабостью и нездоровьем. В это время Адлер отождествил неполноценность с немужественностью или фемининностью, а компенсацию назвал «маскулинный протест». Однако позже он подчинял эту точку зрения более общей, состоящей в том, что чувство неполноценности возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Например, чувство неполноценности мотивирует ребенка на стремление к более высокому уровню развития. По достижении этого уровня ребенок вновь переживает чувство неполноценности, и движение ввысь получает новый импульс. Адлер утверждал, что чувство неполноценности не является признаком патологии; оно – причина совершенствования человека. Разумеется, чувство неполноценности может быть ненормально преувеличено особыми условиями, балованием или отвержением ребенка, и в этих случаях могут возникать определенные аномальные явления типа комплекса неполноценности или компенсаторного комплекса превосходства. Но в нормальных обстоятельствах чувство неполноценности или недостаточности – великая движущая сила. Иными словами, людей толкает вперед желание преодолеть свою неполноценность и ведет за собой стремление к превосходству.

Ссылка на основную публикацию
Температура без симптомов болезни причины, способы лечения
Температура без признаков простуды – серьезный повод для беспокойства Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность...
Таблетки от укачивания и другие способы путешествовать приятно – Так Удобно!
Препарат для профилактики и лечения морской болезни, укачивание в авиа- и автомобильном транспорте ООО "НПФ Материа Медика Холдинг" Авиа-Море -...
Таблетки от цистита – обзор лучших лекарств и препаратов от цистита у женщин и мужчин
Таблетки при цистите у женщин список Принцип действия Каждая таблетка Cyto forte: препятствует прикреплению бактерий к клеткам уротелия; деформирует клетки...
Температура воды для клизмы правила и исключения
Как делать клизму О свобождение и очищение человеческого организма от вредоносных шлаков, пагубных токсинов и прочих неполезных компонентов можно осуществлять...
Adblock detector